3.6.5. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку
Первые самозародившиеся организмы дали начало всему многообразию органических форм. «И вот, - пишет Ламарк, - благодаря тому, что природа наделила эти созданные ею самою тела способностями питаться, расти, размножаться и сохранять каждое приобретенное усовершенствование организации, передавать эти способности всем особям, воспроизводимым органическим путем, - с течением времени и под влиянием беспредельного разнообразия непрерывно изменяющихся обстоятельств последовательно были созданы живые тела всех классов и всех порядков». Так естественным путем возникло все видовое богатство живых обитателей земли.
При изучении и классификации органических форм исследователи невольно пришли к констатации наличия между ними определенных соотношений с точки зрения высоты организации, к мысли о возможности расположить их в едином восходящем ряду от простого к сложному. Во времена Ламарка распространенной схемой, которая должна была отобразить соотношения между различными телами природы и прежде всего между живыми существами, было представление о «лестнице существ», как цепи, охватывающей все тела природы от простейших до самых сложных. На это представление, столь популярное в XVIII в., и опирался Ламарк, разрабатывая учение о градации, которое легло в основу его эволюционной концепции. Однако Ламарк вносит коренное, принципиальное изменение в распространенное представление о «лестнице существ». В противоположность большинству натуралистов и философов XVIII в. (Бонне, Лейбниц и др.), видевших в «лестнице существ» последовательный ряд независимых, неизменных, созданных творцом форм, лишь примыкающих друг к другу, но не связанных единством происхождения, Ламарк видел в градации форм отражение истории жизни, реального процесса развития одних форм из других на протяжении бесконечного числа поколений. Развитие от простейших до самых совершенных организмов, согласно Ламарку, и составляет главное содержание истории органического мира, ее ведущую черту.
Ламарк распространил принцип эволюции не только на весь растительный и животный мир, но и на самого человека. Он не сомневался, например, что и человек, которого религиозная догма назвала «венцом творения», развился из каких-то «четвероруких», т. е. обезьян. Ламарк писал: «Таким образом, одна из наиболее совершенных пород четвероруких смогла стать господствующей породой, изменить свои привычки благодаря неограниченной власти, приобретенной ею над другими породами, и усвоенным ею новым потребностям; должна была подвергнуться постепенному изменению своей организации и обогатиться многочисленными новыми способностями… между ней и этими породами должны были установиться весьма резкие различия».
Правда, свои смелые рассуждения о происхождении человека Ламарк вынужден был маскировать.
Исторически подходил Ламарк и к высшим проявлениям жизнедеятельности – духовной жизни, психике человека. Он считал психическую деятельность продуктом длительного, исторического развития, связывал ее с эволюцией нервной системы и ее высшего отдела – головного мозга.
Предвидя возражения сторонников постоянства видов, Ламарк подчеркнул необходимость учета фактора времени. Ели обычно не удается заметить изменений в природе, то это зависит лишь от краткости человеческой жизни, которая делает невозможным непосредственное наблюдение этих изменений, совершающихся чрезвычайно медленно.
Следуя распространенной традиции и руководствуясь соображениями практического удобства, Ламарк в «Философии зоологии» сначала дал описание ряда животных форм в порядке «деградации», т. е. от высших до самых низших. Переходя далее к естественному распределению животных и выделяя шесть последовательных ступеней усложнения организации, Ламарк разъясняет, что естественным порядком распределения следует считать такой, который будет согласен «с порядком самой природы», т. е. с ее эволюцией от «несовершеннейших и простейших животных» до «наиболее совершенных». В соответствии с традициями и методами натуралистов XVIII в. он судил о степени совершенства животных по их близости к организации человека высших млекопитающих, которых считал эталоном наиболее совершенной организации. Все остальные формы он располагал по ступеням близости к высшим млекопитающим. Приняв принцип градации, Ламарк обнаружил, однако, что процесс ступенчатого повышения организации может быть прослежен лишь при сопоставлении крупных систематических подразделений – типов и классов. Внутри классов правильной градации нет, она нарушена наличием частных приспособительных признаков, связанных с адаптацией к разнообразным внешним условиям.
Впоследствии Ламарк пришел к мысли, что соотношение между организмами нельзя выразить в форме единого прямого ряда. Он разветвляет кое-где схему восходящего ряда живых существ; она разбивается и начинает приближаться к родословному дереву. Однако он продолжал считать градацию отображением основной тенденции развития природы и где только возможно располагал формы животных и растений в иерархическом порядке. Описывая различные классы животных, Ламарк отмечал наличие переходов между ними. Стремясь во что бы то ни стало обнаружить переходные формы между всеми звеньями своей «лестницы существ», он часто допускал серьезные ошибки в связи со слабым развитием в то время сравнительной анатомии. Так, отметив отсутствие «переходной формы» между птицами и млекопитающими, Ламарк все же утверждал, что такие формы должны существовать, и подобными формами склонен был считать утконоса и ехидну. Черепахи фигурируют у Ламарка в качестве перехода от рептилий к птицам, змеи и угри связывают рептилий с рыбами и т. п.
Заключение о том, что между всеми видами имеются плавные, незаметные переходы и надо отыскать их среди множества существующих форм, по мысли Ламарка, должно было служить убедительным аргументом в пользу его концепции эволюции органического мира. Он обосновывал ее прежде всего наличием разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами и затрудняющих установление между ними четких границ, трудностями диагностики близких видов и наличием в природе множества «сомнительных видов», сведениями о превращении одних видовых форм в другие при переходе в иные экологические или географические условия. В качестве классического примера, иллюстрирующего последнее положение, Ламарк приводил превращение лютика Ranunculus aquaticus в R. hederaceus при его попадании на более сухие места. В изменяемости видов его убеждали также факты гибридизации, особенно межвидовой. Наконец, об этом же свидетельствует, по его мнению, изменчивость животных при одомашнении и растений при введении в культуру.
- Глава 1. Методология биологии и биофизики
- 1.1. Предмет и основные задачи курса истории науки
- 1.2. Наука, научная методология. Методология и проблемы в биологии и биофизике
- 1.3. О научном методе в общем
- 1.4. О научной методологии чуть более строго
- 1.5. Что такое научное знание и как оно развивается
- 1.6. Методология об этапах развития научного знания
- 1.7. Эвристика индивидуального научного поиска
- 1.8. Определение, методология и проблемы биологии
- 1.9. Основные проблемы современной биологии
- 1.10. Определение, методология и проблемы биофизики
- Глава 2. От протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения)
- 2.1. У истоков биологического знания
- 2.2. Культурный переворот в античной Греции: от мифа к логосу, от теогонии к возникновению природы
- 2.3. Эллинизм как синтез восточной и древнегреческой науки
- 2.4. Отношение к образованию и к науке в средневековье
- 2.5. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
- 2.5.1. Изобретение книгопечатания
- 2.5.2. Развитие науки в период становления капитализма
- 2.5.3. Новые организационные и материальные возможности раз-вития науки
- 2.5.3.1. Организация Академий наук
- 2.5.3.2. Открытие обсерваторий
- 2.5.3.3. Открытие ботанических садов
- 2.5.3.4. Организация музеев
- 2.5.3.5. Публикация трудов Академий
- 2.5.3.6. Создание библиотек
- 2.5.3.7. Изобретение приборов
- 2.5.3.8. Путешествия
- 2.5.4. Разработка новых принципов познания
- 2.5.5. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта
- 2.5.6. Лейбниц и идея «лестницы существ»
- 2.5.6. И. Ньютон
- 2.5.7. Французский материализм XVIII века
- 2.6. Создание Российской Академии наук
- 2.6.1 Исторические условия создания ран
- 2.6.2. Первые учреждения ран
- 2.6.3. Социо-культурные условия формирования науки в России
- Глава 3. От естественной истории к современной биологии (биология нового времени до середины XIX в.)
- 3.1. Развитие ботанических исследований
- 3.1.1. Попытки классификации растений в XVI веке
- 3.1. 2. Систематика и морфология растений в XVII веке
- 3.1.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке
- 3.1.4. Система к. Линнея
- 3.1.5. Попытки создания «естественных» систем в XVIII веке
- 3.1.6. Зарождение физиологии растений
- 3.1.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений
- 3.2. Развитие зоологических исследований
- 3.2.1. Описания и попытки классификации животных в XVI – XVII веках
- 3.2.2.Зоологические исследования в XVIII веке
- 3.2.3. Изучение ископаемых организмов
- 3.3. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных
- 3.3.1. Анатомия животных и человека в XVI – XVII веках
- 3.3.2. В. Гарвей и становление физиологии
- 3.3.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших
- 3.3.4. Физиология в XVIII веке
- 3.3.5. Становление сравнительной анатомии
- 3.3.6.Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез
- 3.4. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII – XVIII веков
- 3.4.1. Достижения биологии XVII – XVIII веков
- 3.4.2. Господство метафизического мышления
- 3.4.3. Концепция постоянства видов и преформизм
- 3.4.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности
- 3.5. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы
- 3.5.1. Допущение ограниченной изменчивости видов
- 3.5.2.Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках".
- 3.5.3. Фактор времени в изменении организмов.
- 3.5.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ".
- 3.5.5. Идея «прототипа» и единства плана строения организмов
- 3.5.6. Идея трансформации органических форм
- 3.5.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму
- 3.5.8. Естественное возникновение органической целесообразности
- 3.6. Первая попытка создания концепции эволюции органического мира (Ламарк и его учение)
- 3.6.1. Ламарк. Краткие биографические сведения
- 3.6.2. Философские воззрения Ламарка
- 3.6.3. Сущность жизни по Ламарку
- 3.6.4. Представления Ламарка о происхождении жизни
- 3.6.5. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку
- 3.6.6. Отрицание реальности видов
- 3.6.7. Причины развития живой природы по Ламарку
- 3.7. Основные черты учения ч. Дарвина
- 3.7.1. Зарождение эволюционной идеи ч. Дарвина
- 3.7.2. Содержание теории эволюции ч. Дарвина
- 3.8. Создание и развитие эволюционной палеонтологии
- 3.8.1. Роль теории ч. Дарвина в перестройке палеонтологии
- 3.8.2. В. О. Ковалевский и создание эволюционной палеонтологии
- 3.8.3. Попытки ламаркистского истолкования данных палеонтологии
- 3.8.4. Развитие палеонтологического метода в трудах л. Долло
- 3.8.5. Обнаружение новых ископаемых форм
- 3.9. Создание эволюционной эмбриологии животных
- 3.9.1. Сравнительное изучение эмбрионального развития
- 3.9.2. Создание а. О. Ковалевским и и. И. Мечниковым эволюционной эмбриологии
- 3.9.3. Подтверждение гомологии зародышевых листков позвоночных и беспозвоночных
- 3.9.4. Проблемы происхождения многоклеточных организмов
- 3.10. Перестройка сравнительной анатомии на основе Дарвинизма
- 3.10.1. Возникновение филогенетического направления
- 3.10.2. Учение о гомологии
- 3.10.4. Новая трактовка зоологических типов
- 3.10.5. Кризис филогенетического направления в морфологии
- 3.11. Развитие филогенетической систематики животных
- 3.11.1. Представления ч. Дарвина и э. Геккеля о принципах
- 3.11.2. Эмбриологическое направление в систематике
- 3.11.3. Пересмотр основных типов в систематике животных
- 3.12. Развитие физиологии животных и человека
- 3.12.1. Общая характеристика развития физиологии XIX веке
- 3.12.2. Новые физиологические методы
- 3.12.3. Организация первых физиологических лабораторий и
- 3.12.4. Развитие физиологии в отдельных странах
- 3.12.5. Достижение физиологии в XIX столетии
- 3.13. Развитие эмбриологии растении
- 3.13.1. Ч. Дарвин и раскрытие значения перекрестного опыления
- 3.13.2. Изучение зародышевого мешка и пыльцевых зерен. Выяснение э. Страсбургером и и. Н. Горожанкиным механизма оплодотворения
- 3.13.3. Дальнейшие исследования процесса оплодотворения. Работы в. И. Беляева, м. Трейба, с. Г. Навашина и других
- 3.13.4. Открытие с. Г. Навашиным двойного оплодотворения
- 3.14. Начало перестройки морфологии и систематики растений на эволюционной основе
- 3.14.1. Поиски свидетельств филогенетического единства
- 3.14.2. Разработка систематики низших растений
- 3.14.3. Первые попытки создания филогенетических систем в трудах э. Краузе и ю. Сакса
- 3.14.4. Филогенетические системы конца XIX века. Разработка
- 3.14.5. Позднейшие системы растений
- 3.15. Оформление физиологии растений в самостоятельную науку
- 3.15.1. Продукты и схемы процесса фотосинтеза
- 3.15.2. Пигменты растений
- 3.15.3. Фотосинтез и различные факторы среды
- 3.15.4. Почвенное питание растений
- 3.15.5. Азотное питание растений
- 3.15.6. Осмос и передвижение растительных соков
- 3.15.7. Транспирация растений
- 3.15.8. Дыхание и брожение
- 3.15.9. Рост растений
- 3.15.10. Раздражимость и движение растений
- 3.15.11. Экспериментальная морфология растений
- 3.16. Изучение процесса размножения клеток
- 3.16.2. Детальные описания митозов во второй половине 70-х годов
- 3.16.3. Выяснение невозможности «свободного образования» клеток
- 3.17. Эволюционная теория во второй половине XIX века
- 3.17.1. Дарвинизм — единственная подлинно научная теория
- 3.17.2. Борьба за утверждение дарвинизма
- 3.17.3. Неоламаркизм и его разновидности
- 3.17.4. Телеологические концепции эволюции
- 3.17.5. Предтечи мутационной теории эволюции
- 3.17.6. Особенности развития эволюционной теории в России
- 3.17.7. Гипотеза «органического», или «совпадающего», отбора
- 3.17.8. Первые экспериментальные доказательства эффективности естественного отбора
- Глава 4. Становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. До начала XXI в.)
- 4.1. Изучение физико-химических основ жизни
- 4.1.1. Первые попытки создать специфическую физику и химию живого
- 4.1.2. Создание теорий химического строения, жиров, углеводов и белков
- 4.1.3. Появление калориметрии
- 4.1.4. Первые успехи в изучении природы биокаталитических реакций
- 4.1.5. Разработка биохимических основ учения о питании
- 4.1.6. Открытие витаминов и коэнзимов
- 4.1.7. Открытие гормонов
- 4.1.8. Создание новых методов
- 4.1.9. Структура и функции белков
- 4.1.10. Изучение структуры нуклеиновых кислот
- 4.1.11. Биосинтез белка
- 4.1.12. Решение проблемы аэробного дыхания
- 4.1.13. Создание представлений о системе биохимических обменных процессов
- 4.1.144. Исследования в области молекулярной биоэнергетики
- 4.1.15. Попытки реконструировать предбиологическую эволюцию
- 4.2. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию
- 4.2.1. Открытие микроорганизмов
- 4.2.2. Учения о брожениях, открытие анаэробиоза
- 4.2.3. Опровержение л. Пастером теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 4.2.4. Формирование представлений о микробной природе инфекционных заболеваний. Подтверждение л.Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 4.2.5. Золотой век медицинской микробиологии
- 4.2.6. Фагоциторная концепция и.И. Мечникова
- 4.2.7. Развитие гуморальной теории иммунитета
- 4.2.8. Практическое применение иммунизации и химиотерапии
- 4.2.9. Открытие антибиотиков
- 4.2.10. Разработка методов микробиологических исследований
- 4.2.11. Изучение участия микробов в природных процессах.
- 4.2.12. Открытие хемосинтеза. Создание почвенной и экологической бактериологии
- 4.2.13. Физиология и биохимия микроорганизмов
- 4.2.14. Изучение фотосинтезирующих и азотфиксирующих бактерий
- 4.2.15. Теория биохимического единства жизни
- 4.2.16. Морфология и цитология микроорганизмов
- 4.2.17. Систематика микроорганизмов, построение филогенетического древа
- 4.2.18. Молекулярная палеонтология
- 4.2.19. Практическое использование биосинтетической и трансформирующей деятельности микробов
- 4.2.20. Проблема управляемого культивирования
- 4.2.21. Основные этапы развития генетики микроорганизмов
- 4.2.22. Генетика бактерий
- 4.2.23. Изучение трансформации, трансдукции, конъюгации и лизогенной конверсии
- 4.3. Возникновение и развитие вирусологии
- 4.3. 1.Открытие вирусов
- 4.3.2. Биоразнообразие вирусов
- 4.3.3. Этапы развития вирусологии
- 4.3.4. Развитие концепции о природе вирусов
- 4.3.5. Принципы организации вирусов
- 4.3.6. Вирусы бактерий
- 4.3.7. Вирусы как возбудители заболеваний человека
- 4.3.8. Вирусы и рак
- 4.3.9. Применение вирусов
- 4.3.10. Интерферон
- 4.4. Развитие клеточной теории во второй половине XIX века, начало цитологических исследований, изучение структуры клетки
- Развитие цитологии в первой половине XX века
- Хромосомная теория наследственности
- Новые методы исследований
- Ультраструктура клетки
- Проницаемость клеток и модели мембраны
- Цитология во 1950-1980 гг.
- Деление клеток и его регуляция
- Симбиотическая теория
- Современная клеточная теория
- 4.5. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза
- 4.6. Основные направления в физиологии животных и человека
- 4.7. Экология и биосфера
- 4.8. Антропология и эволюция человека
- Библиографический список