4.2.8. Практическое применение иммунизации и химиотерапии
До начала XIX в. врачи оставались бессильны перед лицом инфекционных болезней и эпидемий. Одной из опаснейших болезней была оспа (рис. 4.2э17). Однако переболевшие оспой получали устойчивость к заражению ею на всю жизнь. По этой причине любая атака оспы была благоприятной для подвергшихся ей, но оставшихся в живых. В таких странах, как Турция и Китай, были сделаны попытки «уловить» болезнь и даже сделать прививки материалом, добытым из оспин. Риск был страшно велик, поскольку иногда привитые умирали.
Рис. 4.2.17. Гравюра конца XV века. Врачи оказывают помощь больным оспой
В первой половине XVIII в. прививки были впервые введены в Англии, однако не были приняты. Английский врач Эдуард Дженнер (рис. 4.2.18) пересмотрел вопрос о прививках и взял на вооружение народное поверье о том, что переболевший в результате заражения от рогатого скота коровьей оспой (мягкой болезнью, по симптомам напоминающей человеческую оспу) на всю жизнь получает иммунитет. Дженнер решил проверить это утверждение. В 1796 г., взяв жидкий материал из оспины на руке молочницы, больной коровьей оспой, он привил его некоему мальчику. Два месяца спустя он повторил прививку мальчику, однако, уже вакциной человеческой оспы. Мальчик не заболел. В 1798 г. врач опубликовал результаты своих экспериментов. Именно Дженнер ввел термин «вакцинация», который происходит от латинского «вакка» — «корова».
Рис. 4.2.18. Эдвард Дженнер (Edward Jenner, 1749-1823) — основоположник научного метода оспопрививания
Вакцинация распространилась по Европе моментально, и болезнь была побеждена. Оспа стала первой серьезной болезнью человечества, над которой до сих пор сохраняется строгий контроль (рис. 4.2.19).
Рис. 4.2.19. Али Маоу Маалин из Мерки (Сомали) — последняя в мире зарегистрированная жертва эпидемической оспы
Несмотря на то, что невосприимчивость человека к повторному заражению после перенесенного инфекционного заболевания была доказана и активно использовалась, однако природа этого явления оставалась непонятной и после того, как были разработаны и широко применялись прививки против ряда инфекционных заболеваний. Только гораздо позже стало известно, что объясняется эффект вакцинации наличием такого утонченного антибактериального оружия, как иммунитет, когда организм сам вырабатывает некоторые молекулы (антитела), которые можно использовать для уничтожения болезнетворных микроорганизмов либо их нейтрализации. Например, когда организм вырабатывает антитела против коровьей оспы и использует их в борьбе против оспы человеческой.
Теперь эта победа могла быть утверждена не только через атаку против болезни, но против микроорганизмов, которые вызывали заболевания. Пастер доказал наличие иммунитета на примере вакцинации скота против сибирской язвы — смертельной болезни, уносившей ежегодно большое поголовье. Пастер выявил возбудителя сибирской язвы (рис. 4.2.20). Он достаточно долго нагревал штамм этой бактерии, чтобы убить ее способность заражать. Такие неопасные, уже «мертвые» вакцины просто самим фактом присутствия в организме побудят его вырабатывать антитела, которые могут быть использованы против активных и смертельно опасных бактерий.
Рис. 4.2.20. Бактерии сибирской язвы
В 1881 г. Пастер провел драматический эксперимент. Он инокулировал части поголовья овец «мертвую», неактивную сыворотку язвы, другую же часть поголовья оставил непривитой. Все овцы, которым была сделана вакцинация, выжили, невакцинированные— заболели и погибли. Такие же результаты были получены Пастером относительно куриной холеры и страшного заболевания бешенства — болезни «бешеных собак».
В дальнейшем оказалось, что борьба с бактериальными заболеваниями во многом проще, чем с вирусными. Во-первых, бактерии проще размножаются в культуре, они более уязвимы. Живя вне клетки, они производят ущерб организму, отнимая у него питание либо высвобождая токсины. Однако их метаболизм (химический механизм) отличается от метаболизма клеток хозяина в нескольких аспектах. Поэтому всегда есть шанс, что они будут уязвимы к фармацевтическим средствам, разрушающим их метаболизм без серьезного повреждения клеток хозяина.
Начало использования химических средств против заболевания относится к далеким временам в истории человечества. С давних времен были известны лекари-травники. Их искусство передавалось из поколения в поколение. Использование хинина против малярии — самый известный пример «народного средства», которое со временем было принято на вооружение официальной медициной. С приходом синтетических химических средств возможность их использования расширилась: теперь против каждой болезни можно было использовать свое лекарство.
Например, немецкий бактериолог Пауль Эрлих (рис. 4.2.21) работал в свое время над красками, окрашивающими бактерии, и, поскольку эти краски смешивались с некоторыми компонентами бактериальной клетки, они повреждали рабочий механизм клетки. Эрлих, понимая это, надеялся выявить краситель, достаточно сильно повреждающий клетки бактерий. И он его открыл: это был трипановый красный, уничтожающий трипаносом (простейших, вызывавших многие болезни, в том числе сонную болезнь).
Рис. 4.2.21. Пауль Эрлих (Paul Ehrlich,1854-1915).
Эрлих продолжал свой исследования, предположив, что способность повреждать клетки возбудителя связана с атомом азота в составе молекулы химиката. По химическим свойствам атомы мышьяка схожи с атомами азота, однако дают более сильный токсический эффект. Он экспериментировал с мышьяксодержащими органическими веществами, опробуя их один за другим. В 1909 г. один из его помощников обнаружил, что вещество с номером 606 очень эффективно против сифилиса. Это вещество было названо сальварсаном (в наши дни чаще именуется арсфенамином) (рис. 4.2.22 - 4.2.23).
Рис. 4.2.22. Химическая структура сальварсана (по П. Эрлиху)
Рис. 4.2.23. Реальная структура сальварсана. В 1949 г. советский химик М. Крафт показал, что арсеносоединения не содержат и не могут содержать связи As=As. Он установил, что сальварсан представляет собой смесь полимергомологичных соединений.
Трипановый красный и сальварсан положили начало химиотерапии (излечению при помощи химических средств). Были надежды, что вскоре после этого будут обнаружены аналогичные средства практически против всех болезней. К сожалению, по прошествии нескольких десятилетий список применяемых в химиотерапии средств не пополнился.
Лишь в 1932 г. немецкий врач и биохимик Герхард Домагк (Gerkhard Domagk, 1895—1964), работая над красителями, обнаружил, что инъекции красителя с коммерческим названием пронтозил убивают стрептококки. Он попытался поставить опыт с использованием пронтозила для людей. Его собственная дочь вскоре заразилась стрептококком после неудачной инъекции. Не помогало ничего, пока Домагк в отчаянии не опробовал свое средство на ребенке. Дочь быстро выздоровела. К 1935 г. мир узнал о новом лекарстве.
Вскоре группа французских бактериологов обнаружила, что действующее вещество в пронтозиле — сульфаниламид. Лекарство было названо чудом. Оно побеждало ряд смертельно опасных заболеваний, в частности пневмонию.
- Глава 1. Методология биологии и биофизики
- 1.1. Предмет и основные задачи курса истории науки
- 1.2. Наука, научная методология. Методология и проблемы в биологии и биофизике
- 1.3. О научном методе в общем
- 1.4. О научной методологии чуть более строго
- 1.5. Что такое научное знание и как оно развивается
- 1.6. Методология об этапах развития научного знания
- 1.7. Эвристика индивидуального научного поиска
- 1.8. Определение, методология и проблемы биологии
- 1.9. Основные проблемы современной биологии
- 1.10. Определение, методология и проблемы биофизики
- Глава 2. От протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения)
- 2.1. У истоков биологического знания
- 2.2. Культурный переворот в античной Греции: от мифа к логосу, от теогонии к возникновению природы
- 2.3. Эллинизм как синтез восточной и древнегреческой науки
- 2.4. Отношение к образованию и к науке в средневековье
- 2.5. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
- 2.5.1. Изобретение книгопечатания
- 2.5.2. Развитие науки в период становления капитализма
- 2.5.3. Новые организационные и материальные возможности раз-вития науки
- 2.5.3.1. Организация Академий наук
- 2.5.3.2. Открытие обсерваторий
- 2.5.3.3. Открытие ботанических садов
- 2.5.3.4. Организация музеев
- 2.5.3.5. Публикация трудов Академий
- 2.5.3.6. Создание библиотек
- 2.5.3.7. Изобретение приборов
- 2.5.3.8. Путешествия
- 2.5.4. Разработка новых принципов познания
- 2.5.5. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта
- 2.5.6. Лейбниц и идея «лестницы существ»
- 2.5.6. И. Ньютон
- 2.5.7. Французский материализм XVIII века
- 2.6. Создание Российской Академии наук
- 2.6.1 Исторические условия создания ран
- 2.6.2. Первые учреждения ран
- 2.6.3. Социо-культурные условия формирования науки в России
- Глава 3. От естественной истории к современной биологии (биология нового времени до середины XIX в.)
- 3.1. Развитие ботанических исследований
- 3.1.1. Попытки классификации растений в XVI веке
- 3.1. 2. Систематика и морфология растений в XVII веке
- 3.1.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке
- 3.1.4. Система к. Линнея
- 3.1.5. Попытки создания «естественных» систем в XVIII веке
- 3.1.6. Зарождение физиологии растений
- 3.1.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений
- 3.2. Развитие зоологических исследований
- 3.2.1. Описания и попытки классификации животных в XVI – XVII веках
- 3.2.2.Зоологические исследования в XVIII веке
- 3.2.3. Изучение ископаемых организмов
- 3.3. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных
- 3.3.1. Анатомия животных и человека в XVI – XVII веках
- 3.3.2. В. Гарвей и становление физиологии
- 3.3.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших
- 3.3.4. Физиология в XVIII веке
- 3.3.5. Становление сравнительной анатомии
- 3.3.6.Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез
- 3.4. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII – XVIII веков
- 3.4.1. Достижения биологии XVII – XVIII веков
- 3.4.2. Господство метафизического мышления
- 3.4.3. Концепция постоянства видов и преформизм
- 3.4.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности
- 3.5. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы
- 3.5.1. Допущение ограниченной изменчивости видов
- 3.5.2.Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках".
- 3.5.3. Фактор времени в изменении организмов.
- 3.5.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ".
- 3.5.5. Идея «прототипа» и единства плана строения организмов
- 3.5.6. Идея трансформации органических форм
- 3.5.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму
- 3.5.8. Естественное возникновение органической целесообразности
- 3.6. Первая попытка создания концепции эволюции органического мира (Ламарк и его учение)
- 3.6.1. Ламарк. Краткие биографические сведения
- 3.6.2. Философские воззрения Ламарка
- 3.6.3. Сущность жизни по Ламарку
- 3.6.4. Представления Ламарка о происхождении жизни
- 3.6.5. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку
- 3.6.6. Отрицание реальности видов
- 3.6.7. Причины развития живой природы по Ламарку
- 3.7. Основные черты учения ч. Дарвина
- 3.7.1. Зарождение эволюционной идеи ч. Дарвина
- 3.7.2. Содержание теории эволюции ч. Дарвина
- 3.8. Создание и развитие эволюционной палеонтологии
- 3.8.1. Роль теории ч. Дарвина в перестройке палеонтологии
- 3.8.2. В. О. Ковалевский и создание эволюционной палеонтологии
- 3.8.3. Попытки ламаркистского истолкования данных палеонтологии
- 3.8.4. Развитие палеонтологического метода в трудах л. Долло
- 3.8.5. Обнаружение новых ископаемых форм
- 3.9. Создание эволюционной эмбриологии животных
- 3.9.1. Сравнительное изучение эмбрионального развития
- 3.9.2. Создание а. О. Ковалевским и и. И. Мечниковым эволюционной эмбриологии
- 3.9.3. Подтверждение гомологии зародышевых листков позвоночных и беспозвоночных
- 3.9.4. Проблемы происхождения многоклеточных организмов
- 3.10. Перестройка сравнительной анатомии на основе Дарвинизма
- 3.10.1. Возникновение филогенетического направления
- 3.10.2. Учение о гомологии
- 3.10.4. Новая трактовка зоологических типов
- 3.10.5. Кризис филогенетического направления в морфологии
- 3.11. Развитие филогенетической систематики животных
- 3.11.1. Представления ч. Дарвина и э. Геккеля о принципах
- 3.11.2. Эмбриологическое направление в систематике
- 3.11.3. Пересмотр основных типов в систематике животных
- 3.12. Развитие физиологии животных и человека
- 3.12.1. Общая характеристика развития физиологии XIX веке
- 3.12.2. Новые физиологические методы
- 3.12.3. Организация первых физиологических лабораторий и
- 3.12.4. Развитие физиологии в отдельных странах
- 3.12.5. Достижение физиологии в XIX столетии
- 3.13. Развитие эмбриологии растении
- 3.13.1. Ч. Дарвин и раскрытие значения перекрестного опыления
- 3.13.2. Изучение зародышевого мешка и пыльцевых зерен. Выяснение э. Страсбургером и и. Н. Горожанкиным механизма оплодотворения
- 3.13.3. Дальнейшие исследования процесса оплодотворения. Работы в. И. Беляева, м. Трейба, с. Г. Навашина и других
- 3.13.4. Открытие с. Г. Навашиным двойного оплодотворения
- 3.14. Начало перестройки морфологии и систематики растений на эволюционной основе
- 3.14.1. Поиски свидетельств филогенетического единства
- 3.14.2. Разработка систематики низших растений
- 3.14.3. Первые попытки создания филогенетических систем в трудах э. Краузе и ю. Сакса
- 3.14.4. Филогенетические системы конца XIX века. Разработка
- 3.14.5. Позднейшие системы растений
- 3.15. Оформление физиологии растений в самостоятельную науку
- 3.15.1. Продукты и схемы процесса фотосинтеза
- 3.15.2. Пигменты растений
- 3.15.3. Фотосинтез и различные факторы среды
- 3.15.4. Почвенное питание растений
- 3.15.5. Азотное питание растений
- 3.15.6. Осмос и передвижение растительных соков
- 3.15.7. Транспирация растений
- 3.15.8. Дыхание и брожение
- 3.15.9. Рост растений
- 3.15.10. Раздражимость и движение растений
- 3.15.11. Экспериментальная морфология растений
- 3.16. Изучение процесса размножения клеток
- 3.16.2. Детальные описания митозов во второй половине 70-х годов
- 3.16.3. Выяснение невозможности «свободного образования» клеток
- 3.17. Эволюционная теория во второй половине XIX века
- 3.17.1. Дарвинизм — единственная подлинно научная теория
- 3.17.2. Борьба за утверждение дарвинизма
- 3.17.3. Неоламаркизм и его разновидности
- 3.17.4. Телеологические концепции эволюции
- 3.17.5. Предтечи мутационной теории эволюции
- 3.17.6. Особенности развития эволюционной теории в России
- 3.17.7. Гипотеза «органического», или «совпадающего», отбора
- 3.17.8. Первые экспериментальные доказательства эффективности естественного отбора
- Глава 4. Становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. До начала XXI в.)
- 4.1. Изучение физико-химических основ жизни
- 4.1.1. Первые попытки создать специфическую физику и химию живого
- 4.1.2. Создание теорий химического строения, жиров, углеводов и белков
- 4.1.3. Появление калориметрии
- 4.1.4. Первые успехи в изучении природы биокаталитических реакций
- 4.1.5. Разработка биохимических основ учения о питании
- 4.1.6. Открытие витаминов и коэнзимов
- 4.1.7. Открытие гормонов
- 4.1.8. Создание новых методов
- 4.1.9. Структура и функции белков
- 4.1.10. Изучение структуры нуклеиновых кислот
- 4.1.11. Биосинтез белка
- 4.1.12. Решение проблемы аэробного дыхания
- 4.1.13. Создание представлений о системе биохимических обменных процессов
- 4.1.144. Исследования в области молекулярной биоэнергетики
- 4.1.15. Попытки реконструировать предбиологическую эволюцию
- 4.2. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию
- 4.2.1. Открытие микроорганизмов
- 4.2.2. Учения о брожениях, открытие анаэробиоза
- 4.2.3. Опровержение л. Пастером теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 4.2.4. Формирование представлений о микробной природе инфекционных заболеваний. Подтверждение л.Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 4.2.5. Золотой век медицинской микробиологии
- 4.2.6. Фагоциторная концепция и.И. Мечникова
- 4.2.7. Развитие гуморальной теории иммунитета
- 4.2.8. Практическое применение иммунизации и химиотерапии
- 4.2.9. Открытие антибиотиков
- 4.2.10. Разработка методов микробиологических исследований
- 4.2.11. Изучение участия микробов в природных процессах.
- 4.2.12. Открытие хемосинтеза. Создание почвенной и экологической бактериологии
- 4.2.13. Физиология и биохимия микроорганизмов
- 4.2.14. Изучение фотосинтезирующих и азотфиксирующих бактерий
- 4.2.15. Теория биохимического единства жизни
- 4.2.16. Морфология и цитология микроорганизмов
- 4.2.17. Систематика микроорганизмов, построение филогенетического древа
- 4.2.18. Молекулярная палеонтология
- 4.2.19. Практическое использование биосинтетической и трансформирующей деятельности микробов
- 4.2.20. Проблема управляемого культивирования
- 4.2.21. Основные этапы развития генетики микроорганизмов
- 4.2.22. Генетика бактерий
- 4.2.23. Изучение трансформации, трансдукции, конъюгации и лизогенной конверсии
- 4.3. Возникновение и развитие вирусологии
- 4.3. 1.Открытие вирусов
- 4.3.2. Биоразнообразие вирусов
- 4.3.3. Этапы развития вирусологии
- 4.3.4. Развитие концепции о природе вирусов
- 4.3.5. Принципы организации вирусов
- 4.3.6. Вирусы бактерий
- 4.3.7. Вирусы как возбудители заболеваний человека
- 4.3.8. Вирусы и рак
- 4.3.9. Применение вирусов
- 4.3.10. Интерферон
- 4.4. Развитие клеточной теории во второй половине XIX века, начало цитологических исследований, изучение структуры клетки
- Развитие цитологии в первой половине XX века
- Хромосомная теория наследственности
- Новые методы исследований
- Ультраструктура клетки
- Проницаемость клеток и модели мембраны
- Цитология во 1950-1980 гг.
- Деление клеток и его регуляция
- Симбиотическая теория
- Современная клеточная теория
- 4.5. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза
- 4.6. Основные направления в физиологии животных и человека
- 4.7. Экология и биосфера
- 4.8. Антропология и эволюция человека
- Библиографический список