Экоцентризм как новый тип экологического сознания
На рубеже 2-го и 3-го тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время разумно сочетать экономические и экологические интересы, зависит его будущее.
Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Можно выделить два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.
Антропоцентризм основывается на представлениях о “человеческой исключительности”, противопоставлении человека природе. Основные особенности антропоцентризма следующие:
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он представляет самостоятельную ценность. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека, причем, как само собой разумеющееся, считается, что он имеет на это право.
2. Иерархическая картина мира: на вершине стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т. д., получение определенной пользы для человека. Сущность этого подхода выражается словом “использование”.
4. Характер взаимодействия с природой определяется “прагматическим императивом”: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная “окружающая среда”.
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом – необходимо сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности, бесполезности или вредности для человека. Человек – не собственник, природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира: человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Характер взаимодействия с природой определяется “экологическим императивом”: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7. Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства.
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Таким образом, для антропоцентризма характерно:
а) противопоставление человека как высшей ценности природе как его собственности;
б) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека;
в) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.
Для экоцентризма характерно:
а) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека природе;
б) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;
в) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу – это переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентрическому.
Экоцентризм определяет новый этап взаимодействия в системе “биосфера – человек”.
- Оглавление
- Тема 4.1. Человек как предмет естественно-научного познания 2
- Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека 12
- Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия 32
- Тема 4.4. Человек как планетарное и космическое явление 41
- Место человека в системе живой природы: биологическая и экологическая характеристика вида человек разумный
- Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека
- Индивидуальное и популяционное здоровье. Эмоции, творчество, работоспособность
- Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека Развитие представлений о возникновении человека: креационизм, ранние эволюционные представления
- Значение работ ч. Дарвина. Трудовая теория антропогенеза (ф. Энгельс)
- Современные представления о происхождении человека: основные гипотезы, этапы антропогенеза, проблемы. Соотношение биологических и социальных факторов в филогенезе человека, значение окружающей среды
- Современный этап эволюции человека. Этнос. Теория этногенеза (л. Гумилев). Прогнозы эволюционного будущего человека
- Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия
- Законы взаимодействия общества и природы
- Соблюдение указанных правил есть обязательное условие сохранения равновесия природной среды и стабильного развития общества. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
- Экоцентризм как новый тип экологического сознания
- Тема 4.4. Человек как планетарное и космическое явление Взаимодействия в системе “природа – человек” Влияние природы на человека
- Космические циклы, влияние космо-земных связей на человека
- Влияние человека на природу
- Развитие представлений о Ноосфере. Модели будущего человечества
- Биоэтика
- Заключение