logo search
BLOK_4

Современный этап эволюции человека. Этнос. Теория этногенеза (л. Гумилев). Прогнозы эволюционного будущего человека

Человек – биологическое и социальное существо, именно социальность отличает его от других видов и определяет особое положение в природе. Как и у других живых существ, наследственная информация, реализуемая в конкретных условиях среды, определяет анатомические и физиологические особенности человека, в том числе и те, которые делают возможным развитие речи, мышления, трудовой деятельности, лежат в основе накопления социальной информации. Со времени широкого распространения по Земле человека разумного прошло не менее 30 000 лет. Все это время развитие человеческого общества (общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, религии, науки) происходило все большими темпами. Так верхний палеолит сменился культурой неолита– нового каменного века – всего 8 тыс. лет до н. э. Лишь в эту эпоху осуществился революционный переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к производящему (скотоводству, земледелию).Бронзовый век сменил неолит в 6–3 тысячелетии до н. э. Это время характеризуется производством и использованием орудий из бронзы, распространением кочевого скотоводства и поливного земледелия, формированием первых рабовладельческих цивилизаций, появлением письменности. Рабовладельческая общественно-экономическая формация просуществовала как ведущая более 5 000 лет, феодальная – более 1000, капиталистическая формация сложилась не более 400 лет назад. При этом не произошло существенного изменения основных физических параметров человека, от строения конечностей до объема головного мозга.

Это глубокое сходство кроманьонцев с современными людьми привело к распространению представлений о том, что с появлением человека разумного биологическая эволюция, основанная на естественном отборе случайных мутаций, сменилась эволюцией человеческого общества. Продолжается ли биологическая эволюция нашего вида? Если продолжается, то почему человек как существо социальное эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое?

Основой процесса эволюции любого биологического вида являются случайные, достаточно редкие изменения наследственного аппарата – мутации. Генетические исследования показывают, что и в человеческих популяциях они происходят с определенной, достаточно постоянной частотой. Большинство мутаций у человека, как и у других видов, несовместимо с жизнью либо опасно, некоторые не влияют на жизнедеятельность, лишь очень редко они оказываются полезными. Следовательно, основа для эволюционных преобразований биологических особенностей человека существует.

Действует ли в популяциях человека естественный отбор? Безусловно. Во-первых, проявлением отбора является гибель на эмбриональной и ранних постэмбриональных (новорожденность, младенчество) стадиях индивидуального развития индивидуумов с серьезными мутационными изменениями генетического аппарата. Во-вторых, на возможность создания семьи и рождения потомков и в наше время существенно влияют не только социальный статус человека, но и особенности его здоровья, в том числе наследственно обусловленные. Факторами отбора тех или иных признаков могут служить климатические особенности, инфекционные заболевания и т. д.

Тем не менее, видообразующая, движущая функция естественного отбора в наше время практически не проявляется, можно говорить о преобладании отбора стабилизирующего. Это связано с тем, что, во-первых, благодаря развитию трудовой деятельности и общественных отношений человек все больше стабилизирует условия своего существования, создавая искусственную среду обитания: защиту от холода и жары ему обеспечивают одежда и жилища, в условиях засухи он может использовать заранее сделанный запас воды. Даже пищей ему, какой бы регион планеты он ни осваивал, служит достаточно постоянный и узкий круг растений и животных, окультуренных и одомашненных еще в неолите.

Более того, развитие медицины, педагогики и других социальных институтов, снижающих биологически обусловленную смертность, приводит к ослаблению и стабилизирующего отбора. Поэтому большинство специалистов считает, что в будущем вряд ли естественным путем произойдет существенное изменение биологически обусловленных особенностей человека (роста, количества пальцев на руках, развития челюстного аппарата, объема и строения мога и т. п.).

Доказательством того, что биологические факторы эволюции человека, не являясь ведущими, все же длительно сохраняли свое значение, является существование крупных климато-географических популяций человека – рас. Существуют разные подходы к выделению рас, специалисты выделяют разное их количество. Это касается не только “малых рас”, которые насчитываются десятками и даже сотнями, но и больших рас. Традиционно выделяют три большие расы, отличающиеся рядом внешних, морфологических, и в меньшей мере внутренних, анатомо-физологических, признаков: негроидную (экваториальную), монголоидную, европеоидную. Часто к отдельной австралоидной расе относят аборигенное население Австралии, которое обычно включают в негроидную расу, иногда из монголоидной расы выделяют коренное население Америки.

Многочисленные исследования показали, что главные признаки вида Нomo sapiens свойственны всем без исключения расам человека, все они стоят на одинаковом уровне развития своей биологической организации, не различаясь по уровню способностей к развитию социальных качеств – труда, речи, абстрактно-логического мышления. Более того, генетические исследования показали, что различия наследственного аппарата людей разных рас выражены не больше, чем различия наследственного аппарата людей одной расы, длительное время обитавших на удаленных друг от друга территориях. Гены, обеспечивающие развитие отдельных расовых признаков, не образуют единого комплекса, расположены в разных хромосомах и наследуются независимо друг от друга. Последняя особенность ярко свидетельствует о том, что появление рас – следствие не внезапных, резких изменений генотипа в результате одной мощной мутации, а следствие длительно действующего отбора, направленного на приспособление к условиям обитания.

Так, в условиях жесткой солнечной радиации и жаркого климата приспособительное значение имели и закреплялись естественным отбором такие признаки негроидов, как темная кожа с большим количеством светопоглощающего пигмента меланина, защищающая от солнечных ожогов, широкий нос, способствующий охлаждению вдыхаемого воздуха. Курчавые волосы образуют воздушную прослойку, защищающую голову от перегрева. Губы с развитой каймой, содержащей кровеносные капилляры, вытянутые пропорции тела и удлиненная форма черепа способствуют усилению теплоотдачи.

Характерные черты монголоидов сформировались в условиях резко континентального, сухого климата Центральной Азии. Узкий разрез и кожная складка во внутреннем углу глаза предохраняли орган зрения от песка и пыли во время бурь, мало выступающие скулы и нос предохраняли от обморожения во время сильных морозов. Снижали теплоотдачу и коренастые пропорции тела. Достаточно смуглая кожа защищала от солнечных ожогов летом.

Характерная для европеоидов светлая кожа является приспособлением к существованиюв менее суровом, но влажном климате с преобладанием пасмурной погоды. Такая кожа задерживает мало ультрафиолетовых лучей, а значит, способствует выработке витамина Д, при дефиците которого развивается рахит, ведущий к тяжелым деформациям скелета. Выступающий узкий нос считают способствующим согреванию холодного влажного воздуха и т. д.

Исследования показывают, что на протяжении значительного времени расовые различия не усугубляются, а даже размываются, что связано с обсуждавшимся выше снижением давления естественного отбора, а также метисацией, смешением рас, вследствие усиления миграций и повышения плотности населения.

Следует отметить, что с усилением роли социальных факторов единицей социокультурной эволюции человека становится не раса, а этнос(от греч.ethnos– племя, народ). Существует множество подходов к определению этого понятия. Так, Ю. В. Бромлей предложил трактовать понятие “этнос” в узком и широком смыслах. В узком смысле этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, в том случае, если ее члены в той или иной мере осознают эту общность, считая ее выражением общности исторических судеб, в том числе общности происхождения. В широком смысле этнос – сложное образование, характеризующееся не только культурной, но и территориальной, социально-экономической и политической общностью – племя, народность, нация.

Этногенез– процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Часто различают два исторических типа этногенеза:

1.      Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.

2.      Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, страны Латинской Америки, где в одном “котле” варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, арабского мира, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая, потомки местного населения).

Важнейшим, основополагающим фактором этногенеза является хозяйственная деятельность в определенных природных условиях. Под влиянием ее особенностей и других причин формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, психологических характеристик, отличающие его от других этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание – этноним(например, американцы, россияне).

Л. Гумилевым была разработана пассионарная теория этногенеза, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Согласно этой теории, этнос представляет собой форму приспособления человека к ландшафту, представленную взаимно дополняющими друг друга группами людей, осознающих свое единство и противопоставляющих себя другим этническим системам, имеющих сходный стереотип поведения, общее происхождение и историю. Новизна этой теории в том, что в ней делается попытка рассмотреть формирование этноса не только как общественно-исторический, но и как экологический процесс, подчиняющийся природным закономерностям. По мнению Гумилева, в основе этногенеза лежит открытая В. И. Вернадским биохимическая энергия живого вещества биосферы и способность человека ее использовать для поддержания жизнедеятельности и преобразования среды обитания.

Гумилевым было введено понятие пассионарности (от лат. passionatius – страстный) –способность усваивать, перерабатывать и использовать биохимическую энергию в количествебольшем, чем необходимо для поддержания жизнедеятельности в равновесии с окружающей средой. Избыток биохимической энергии приводит к изменению “нормального” поведения,позволяет действовать вопреки инстинктам, в том числе вопреки инстинктам самосохранения.

По соотношению выраженности пассионарности и инстинкта самосохранения, Гумилев разделил людей на три основных типа:

1.       Пассионарии– пассионарность преобладает над инстинктом самосохранения. Для поведения пассионариев характерны предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт.

2.       Гармоничные индивидуумы– пассионарность уравновешена с инстинктом самосохранения. Для их поведения характерно стремление к равновесию с окружающей средой без ее кардинального преобразования, следование традициям, стереотипам.

3.       Субпассионарии– инстинкт самосохранения преобладает над пассионарностью. Для поведения характерна склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.

Рождение, становление и упадок этноса, по Гумилеву, – закономерные процессы, связанные с изменением соотношения людей этих трех типов в этнической системе. Пусковой момент этногенеза (пассионарный толчок) – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев. Пассионарность рассматривается в этой теории как биологически обусловленный признак, рецессивная мутация. Пассионарный толчок, то есть появление этой мутации в популяциях людей, продолжается не дольше нескольких лет и затрагивает узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Эта особенность, по мнению Гумилева, указывает на обусловленность пассионарного толчка внеземными процессами, например, повышением солнечной активности.

Именно рост количества пассионариев приводит к изменению типа взаимодействия с окружающей средой и другими этносами, что приводит к появлению нового этноса.

Согласно этой теории, типичный этногенез состоит из следующих стадий:

0 лет Пассионарный толчок. Как правило, не отражен в истории.

0–150 лет – Инкубационный период. Постепенный рост пассионарности. Отражен только в мифах.

150–450 лет – Подъем. Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжелой борьбой и медленным расширением территории.

450–600 лет – Акматическая фаза, или пассионарный перегрев. Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.

600–750 лет – Надлом. Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.

750–1000 лет – Инерционная фаза. Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.

1000–1150 лет – Обскурация. Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.

1150–1300 лет – Агония. Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад.

1150 лет – неопределенно долго – Гомеостаз. Существование в равновесии со средой.

Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков, каждый из которых вызывал формирование нескольких новых этносов. Следует отметить, что эта теория еще далека от завершения и не является общепризнанной. С позиций современной науки она интересна попыткой обнаружить причинно-следственные связи между космическими, геоэкологическими, биологическими и социальными явлениями.