logo search
721_ych

2.1. У истоков биологического знания

Каждая историческая эпоха в качестве мировоззренческого ос­нования системы интеллектуальной и нравственной ориентации имела свою концепцию природы и человека. Но концепция эта всегда являлась многослойной, содержащей разные аспекты рассматри­ваемого отношения, которые могут переплетаться и создавать противоречивую картину. На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, этический, деятельностный, религиозный, экологический аспекты отношения «человек – природа».

Этот период изучения и понимания живого начался еще тогда, когда первобытные люди  подражали поведению  животных  во время ритуальных поединков и танцев,  пытались предсказывать будущее по их повадкам,  рисовали  образы  животных  или растений  на  стенах  своих  пещер.  Биоморфные  (основанные на животных/растительных мифологических образах) мифы были  весьма  характерны для древних культур Египта,  Индии и Крита.  Так, критские вазы начала II тысячелетия до нашей эры украшались биоморфными орнаментами (например, образами  осьминогов и других обитателей морских глубин). Много биоморфных и, в частности, зооморфных (подобных животным) мифологических персонажей, обожествляемых в микенскую эпоху (XVI – XII века до н.э.), были в дальнейшем включены в состав пантеона Античной Греции. Так вошел в состав древнегреческого пантеона, например, козлоногий Пан. Критская богиня Ма обыкновенно изображалась в виде прекрасной молодой женщины, держащей змей в обеих руках. Биоморфные мифы, переплетаясь с эмпирическими многовековыми наблюдениями,  были в дальнейшем (в античную эпоху) подвергнуты рационализации и систематизации, что привело к возникновению первых научных теорий.

Первая попытка систематизировать, критически осмыслить и обобщить накопленные знания о растениях и животных и их жизнедеятельности была осуществлена Аристотелем в IV в. до н.э., но задолго до него в литературных памятниках различных народов древности (египтян, вавилонян, индийцев и китайцев) излагались отрывочные сведения о растениях, о строении, развитии, образе жизни животных, об устройстве и жизнедеятельности человеческого тела, главным образом, в связи с агрономией, животноводством и медициной.

Корни биологических знаний уходят в глубокую древность, их источник – непосредственная практическая деятельность людей. По наскальным и пещерным рисункам и резным изображениям эпохи кроманьонского человека (верхний палеолит: 13 тыс. лет до н.э.), можно установить, что уже в то время люди хорошо различали большое число животных, служивших объектом их охоты.

Встречаются удивительно точные, динамические изображения шерстистого носорога, северного оленя большерогого и благородного оленя, древнего слона, шерстистого носорога, лося, сайги, косули, бизона, первобытного и мускусного быков, мамонта, кабана, пещерного медведя, росомахи, пещерного льва и гиены, волка, лисицы, песца, зайца, сурка и птиц – белой и тундряной куропаток, утки, гуся, лебедя, орла, из рыб- лосося, форели, карпа, леща, щуки, голавля. Из беспозвоночных – краба, моллюсков, известен верхне-палеолитический рисунок, изображающий женщину, обирающую мед диких пчел.

Древнему человеку были известны сезонные кочевки оленьих стад, сезонность, появление перелетных птиц, миграции морских рыб и время их появления в реках.

В неолите (VI-IIтыс.до н.э.были одомашнены овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, осел, лошадь и верблюд. На ранней стадии одомашнивания растений и животных человек улучшал и изменял породы животных. Ч.Дарвин показал, что искусственный отбор лучших особей на племя должен был возникнуть стихийно на самых начальных стадиях скотоводства. Бессознательный отбор привел к образованию разных пород собак, лошадей, рогатого скота.

В позднем неолите возделывают много культурных растений. Так, в XI-Vтыс. до н.э. в Передней и Западной Азии и Северной Африке культивировали пшеницу и ячмень. В неолите появились рожь, кукуруза и огородные культуры, плодовые деревья и технические культуры (лен, конопля). В Китае, Индонезии и Индии начали разводить рис, чай и хлопок, в Абиссинии – кофе, в Америке – какао, помидоры, картофель, подсолнечник.

Древний человек не противопоставлял себя природе: все предметы и явления казались ему «живыми». Так возник первобытный антроморфизм и, как его следствие, религиозные верования в форме анимизма, для которого характерно представление о "душе", обладающей способностью выходить из тела и вести самостоятельное существование. Возникают представления о «живом» и «мертвом» (без души). Затем, в эпоху неолита, бронзы и железа сформировалось представление о "душе" как о самостоятельной сущности, которая при жизни находится в какой-либо важной части тела – голове, груди, сердце, крови. Возникло представление и о множественности душ, каждая из которых, находясь в том или ином органе, выполняет присущую данному органу функцию.

В период цивилизации Древнего Востока человечество сделало значительный шаг вперед в познании природы, что оказало впоследствии воздействие на науку античной Греции и Рима.

Элементы древних представлений об организмах часто облекались в религиозную форму, а медицина развивалась как система магических воздействий в руках жрецов, но постепенно медико-биологические воззрения начинали обособляться от религии и магии и приобретать характер натурфилософских систем.

Древнейшие сведения о биологических объектах (IVтыс. до н.э.) в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Это списки животных и растений. Народы Месопотамии делили животный мир на "рыб" (водные животные), членистых, змей, птиц и четвероногих. Среди последних различали плотоядных (собаки, гиены, львы) и травоядных (ослы, лошади, верблюды).

Растения подразделялись на деревья, овощи, лекарственные травы и пряности.

В медицинских табличках описаны различные болезни и способы их лечения, однако в них нет сведений о строении и деятельности органов человека. По мнению вавилонян жизнь связана с кровью, а печень - главный орган жизни, содержащий запас крови. Органом мышления считали сердце.

Значительные успехи были достигнуты народами Месопотамии при выведении новых пород домашних животных (верховых лошадей). В середине XIVв. до н.э. появился трактат о коневодстве одна из наиболее древних рукописей на биологическую тему, и вероятно, одно из самых первых сочинений по биологии, сохранивших имя автора -Киккули из Митаннии (область в Малой Азии в верховьях Евфрата). В Месопотамии выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота, здесь скрещивали домашний рогатый скот с диким туром, при спаривании осла и кобылы был получен мул.

Важным практическим открытием было искусственное опыление финиковой пальмы, что привело к широкому применению гибридизации ее разновидностей и получению большого разнообразия ее сортов.

Биологические знания и воззрения древнего Египта очень близки к упомянутым представлениям ассиро-вавилонян. Папирус Эберса (XVI век до н.э.) содержит дифференцированную анатомическую терминологию по заболеваниям разных органов. Сердце считается важным органом тела, а биение пульса показывало, что "голос сердца" может быть услышан во всех членах". Перечень перечисленных в папирусе лекарственных растений показывает, как много культурных растений было освоено в древнем Египте.

Больших успехов достигло земледелие: египтяне культивировали несколько видов хлебных злаков, множество овощей, фруктовых деревьев, лен, маслину.

В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Одомашнены одногорбый верблюд, антилопы, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии завезены куры, инкубировали яйца в печах.

В Индии уже в середине III тысячелетия до н.э. выращивали культурные растения и разводили рогатый скот, собак и голубей. Здесь были впервые одомашнены куры и в древности приручен слон.

Анатомия, физиология и эмбриология развивались в связи с религиозной медициной, но уже с VIII в. до н.э. начинает проявляться тенденция к обособлению медицины от религии и магии. Это отразилось в главном медицинском сочинении индийцев "Аюр-веды" (VI в. до н.э.).

По мнению древних индийцев в природе существует 5 стихий или элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. Сочетаясь с ними три вещества организма (слизь, желчь, воздух) образуют хилус, кровь, мясо, жир, кости и мозг.

Уже в I тысячелетии до н.э. в Индийской философии возникли материалистические течения, согласно которым единственным источником познания мира является восприятие органами чувств предметов внешнего мира. Из комбинаций 4х элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы - растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы.

Великие памятники индийского народного эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна» (VI-V вв. до н.э.) очень ярко описывают явления природы, содержат сведения по экологии животных и растений, тонкие описания их образа жизни).

Древний Китай – один из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных. Во II тысячелетии до н.э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Старинные гравюры показывают посев риса и крестьян, работающих на рисовом поле.

Разведение шелковичного червя началось здесь еще раньше. На этой старинной гравюре показано производство шелка в Китае. Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из нее пряжу.

Биологические представления в Китае развивались в тесной связи с медициною под воздействием натурфилософских учений. В IX-VII вв до н.э. развивались представления о том, что все вещи состоят из полярных по своей природе материальных частиц. При их воздействии возникают 5 основных стихий, или элементов – вода, дерево, огонь, земля и металл, которые дают начало всему многообразию мира, включая растения, животных и человека.

Анатомия примитивна из-за запрета касаться ножом живого и мертвого тела, поэтому расположение и форму внутренних органов знали лишь в самых общих чертах.

Стихийно-материалистические воззрения древнего Китая были обобщены в учении китайского философа-материалиста I в. до н.э. Ван Чуна. Он создал учение о естественной необходимости, согласно которому природа материальна и развивается в силу слепой естественной необходимости. Это учение привело Ван Чуна к решительному отрицанию телеологического понимания явлений природы, характерного для религиозного мышления.