Методические указания к разделу «Болезни леса»
Болезнь растения это сложный патологический процесс, который возникает под влиянием внешних факторов, проявляется в нарушениях физиологических функций и анатомо-морфологических изменениях пораженных органов или всего растения.
Обратите внимание на причины возникновения болезней у растений в зависимости, от которых болезни бывают инфекционные и неинфекционные.
В больном растении проходят различные биохимические, физиологические, анатомические и морфологические изменения, что и обусловливает тип болезни растения. К основным анатомическим изменениям, происходящим в растении, относят гипертрофию, гиперплазию, мацерацию и некроз.
При изучении иммунитета к инфекционным заболеваниям обратите внимание, что помимо врожденного и приобретенного иммунитета различают еще активный и пассивный иммунитет.
Грибы, вирусы и бактерии являются возбудителями инфекционных болезней растений. Внимательно изучите их строение, питание, образ жизни и требования к условиям окружающей среды, от которых зависит рост, развитие и жизнедеятельность микроорганизмов.
Среди растений имеются виды, перешедшие к паразитическому существованию за счет других растений. В зависимости от того, на каких органах растения-хозяина поселяются паразитические растения их делят на корневые и стеблевые.
Получение здоровых сеянцев, рост лесных культур, формирование высокопродуктивных насаждений в значительной мере зависят от качества посевного материала. Следует знать, что одним из факторов, снижающих качество семян, является их поражение фитопатогенными микроорганизмами, в основном грибами. Грибные болезни плодов и семян вызывают их гибель или ухудшение их всхожести, поражение всходов и посадочного материала в питомниках. Болезни плодов и семян подразделяются на болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода (мумификация семян, ржавчина шишек, деформация плодов и семян) и болезни, развивающиеся при хранении (гнили и плесени).
При изучении болезней сеянцев и молодняков обратите внимание, что чаще всего встречаются полегание всходов, болезни типа шютте, различные виды ржавчины, мучнистая роса, пятнистости листьев, выпревание.
Некрозные болезни древесных пород характеризуются поражением и быстрым отмиранием коры, камбия и наружных слоев древесины.
Для раковых болезней древесных пород характерно поражение коры, камбия и наружных слоев заболони и развитие патологических новообразований. Они вызываются грибами или бактериями. Различают ступенчатый, смоляной и опухолевидный рак.
При сосудистых болезнях происходит поражение проводящей системы деревьев, сопровождающееся потемнением древесины.
При изучении гнилевых болезней древесных пород следует усвоить характеристику процесса гниения древесины, признаки, классификацию гнилей и характеристику грибов, вызывающих корневые и стволовые гнили.
- 080502.65 Экономика и управление на предприятии
- 1. Пояснительная записка
- 1.1 Основные положения учебной дисциплины
- 1.2 Цель и задачи учебной дисциплины
- 1.3 Краткая характеристика дисциплины
- 1.4 Межпредметные связи учебной дисциплины
- 2 Содержание учебной дисциплины
- 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.2 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
- 2.3 Содержание учебного материала дисциплины
- 3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1 Методические рекомендации для преподавателя
- 3.2 Методические указания для студентов
- 3.2.1 План практических и семинарских занятий
- 3.2.2 Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Методические указания к разделу «Вредители леса»
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания к разделу «Болезни леса»
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания к разделу «Методы лесозащиты»
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания к разделу «Охрана лесов от пожаров»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к контрольной работе
- 4 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины, формы текущего промежуточного и итогового контроля
- 4.1 Требования к уровню освоения программы учебной дисциплины
- 4.2 Формы текущего промежуточного и итогового контроля знаний студентов
- 4.3 Текущая проверка знаний по разделам Тест к разделу I «Вредители леса»
- I вариант
- Тест к разделу I «Вредители леса»
- II вариант
- Проверочная работа по разделу «Болезни леса»
- 4.4 Примерный перечень вопросов для экзамена по дисциплине
- 4.5 Критерий оценки знаний студентов на экзамене
- 3. Не даны ответы на вспомогательные и дополнительные вопросы преподавателя.
- Глоссарий
- Контрольная работа
- Содержание
- 1 Пояснительная записка 3
- 1.1 Основные положения учебной дисциплины 3
- 4 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины,