logo
Программа ИФН (аспиранты) (новая)

12. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Познание и знание: традиции и современность. Многозначность понятия «знание». Знание и мнение. Достоверность и истинность знания. Виды знания: личностное и коллективное; научное и вненаучное. Знание и вера. Конструктивный и негативный характер веры; соотношение веры и сомнения. Укорененность веры в социальном опыте, традициях и повседневном мышлении (Ч.С. Пирс). Вера и понимание как следствия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Парадоксы и противоречия традиционной теории познания. Необходимость преодоления парадигмы «теория познания как теория отражения»; несводимость познавательной деятельности к отражательным процедурам. Новые представления о чувственном познании, учитывающие единство образного и знакового, отражательного и интерпретирующего моментов. Неосознанные и бессознательные компоненты познавательной деятельности. Позиция «радикального конструктивизма». Влияние социокультурных факторов на содержание знания, способы и результаты познавательной деятельности; превращение внешних ценностных факторов во внутренние когнитивные и логико-методологические детерминанты. Истина и заблуждение; роль субъекта в познании и обосновании истины. Необходимость переосмысления рационального и иррационального, их соотношения и типов.