Тематика коллоквиумов
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (1936).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
1 | 1) Действительно ли существует кризис наук при всех их достижениях? В чем видятся проявления этого кризиса? |
2 | 2) В чем проявляется утрата наукой своей жизненной значимости? |
3 | 3) В чем заключался «революционный переворот», который пережило европейское человечество в эпоху Ренессанса? 4) В чем вред позитивистской идеи науки для философии? |
4 | 5) В чем причина конфликта философии и науки, наметившегося в Новое время? |
5 | 6) В чем заключался крах универсальной философии Нового времени, и каковы его последствия для европейского человечества? |
6 | 7) Почему европейский рационализм Нового времени Гуссерль характеризует как «наивный рационализм», а разум как «ленивый разум»? |
7 | 8) Как Гуссерль определяет исследовательский замысел своей рукописи? |
8 | 9) Какую роль в генезисе идеи универсальности науки сыграла математика? |
9 | 10) Объясните, как в европейской науке закрепились идеи: «чистой» (аналитической) геометрии, природы как математического универсума, математизации данных чувственного опыта, строгой каузальности (причинности), проверяемости гипотез, использования формул, технизации знания. 11) Что такое «жизненный мир»? В чем заключается его фундаментальная роль в познании? 12) Какие «роковые заблуждения» в естествознании породил процесс математизации (идеализации) природы? |
10 | 13) Почему господствующая парадигма естествознания Нового времени привела к дуализму? |
11 | 14) Почему дуализм стал предпосылкой специализации наук и возникновения натуралистической психологии? |
12 | 15) Чем обусловлена необходимость методологической реформы в науке? |
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (1910).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
I. Постановка проблемы | 1) В чем Риккерт видит цель своего исследования? |
II. Исторически сложившаяся ситуация | 2) Какова историческая база развития наук о природе и наук о культуре? В чем различие их исторического развития и преемственности? |
III. Основная противоположность | 3) Почему традиционное деление наук на «науки о природе» и «науки о духе» Риккерт считает несостоятельным? 4) В чем преимущества демаркации наук по понятиям «природа» и «культура»? |
IV. Природа и культура | 5) Какова роль категории ценности в определении предмета и метода наук о культуре? 6) Почему для определение культурных ценностей неприемлемы «психологический» и «оценочный» подходы? |
V. Понятие и действительность | 7) В чем, по Риккерту, состоит понимание действительности, и какими путями она может быть преобразована и оформлена наукой? |
VI. Естественнонаучный метод | 8) На каких принципах выстраивается естественнонаучное познание? 9) Почему психологию и биологию Риккерт относит к генерализирующими наукам? |
VII. Природа и история | 10) В чем заключается отличие исторического метода от метода генерализирующих наук? |
VIII. История и психология | 11) В чем, по мысли Риккерта, состоит отличие «научной» и «исторической» психологии в соответствии с его учением о методе? |
IX. История и искусство | 12) В чем сходства и принципиальные различия сути и методов исторической науки и художественного творчества? |
X. Исторические науки о культуре | 13) В каком отношении связаны между собой культура и история? Как эта связь определяет суть метода индивидуализирующих наук? 14) В чем состоит логическая строгость и объективность исторического метода? Как этому способствует категория ценности? |
XI. Промежуточные области | 15) Как учение о методе Риккерта преодолевает методологическую путаницу в «промежуточных» (смежных) областях науки (например, дарвинизм и его влияние на объяснение социально-исторических процессов)? |
XII. Количественная индивидуальность | 16) Почему генерализирующий метод даже в области естественных наук никогда не сможет постичь индивидуальное и особенное? |
XIII. Индивидуальность, индифферентная по отношению к ценности | 17) Почему индивидуальность не может быть изучена наукой без обращения к культурным ценностям? |
XIV. Объективность культурной истории | 18) От чего зависит и как достигается объективность культурной истории? |
Кун Т. Структура научных революций (1962).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
II. На пути к нормальной науке | 1) Что такое парадигма и какова ее роль в нормальной науке? 2) Как формируется парадигма? |
III. Природа нормальной науки | 3) Как происходит накопление и отбор фактов в нормальной науке? 4) Каковы основные классы теоретических проблем, с которыми работает нормальная наука? |
IV. Нормальная наука как решение головоломок | 5) По каким концептуальным, инструментальным и методологическим аспектам функционирование нормальной науки можно сравнить с решением головоломок? |
V. Приоритет парадигм | 6) Какие примеры подтверждают приоритет парадигм в нормальной науке по сравнению с их теоретическими и экспериментальными обоснованиями? |
VI. Аномалия и возникновение научных открытий | 7) Как нормальная наука работает с аномалиями? Как эта работа создает предпосылки для научных открытий? 8) Как Т. Кун объясняет процесс возникновения научных открытий на примере психологического эксперимента с игральными картами? |
VII. Кризис и возникновение научных теорий | 9) Объясните на одном из примеров ситуацию кризиса парадигмы. |
VIII. Реакция на кризис | 10) Чем характеризуется кризисный период перехода к новой парадигме? |
IX. Природа и необходимость научных революций | 11) Какие предпосылки делают научную революцию неизбежной? 12) Почему возможен только революционный переход от старой парадигмы к новой? |
X. Революции как изменение взгляда на мир | 13) Почему переход к новой парадигме влечет за собой изменения в восприятии объективной реальности? 14) Почему научную революцию нельзя сводить лишь к новой интерпретации «отдельных и неизменных фактов»? 15) В чем суть критики Т. Куном утверждения о том, что «чувственный опыт является постоянным и нейтральным, а теории являются просто результатом интерпретации чувственных данных»? |
XI. Неразличимость революций | 16) Почему в «школьном» изложении развития научного знания революции оказываются невидимыми? В чем сказывается здесь негативная роль учебников? |
Поппер К. Предположения и опровержения (1963).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
Предисловие | 1) Почему книга получила название «Предположения и опровержения? |
Введение об источниках знания и невежества | 2) Каковы эпистемологические результаты анализа проведенного К. Поппером в данном разделе? |
Глава 10 Истина, рациональность и рост научного знания 1. Рост знания: теории и проблемы | 3) В чем, по мнению Поппера, состоит наиболее весомый вклад который может внести теория в научное знание? |
Глава 10 2. Теория объективной истины: соответствие фактам | 4) В чем К. Поппер видит главный смысл и значение теории истины А. Тарского? |
Глава 10 3. Истина и содержание: правдоподобность вместо вероятности | 5) В чем состоит по мнению Поппера главное различие между фальсификационистами и верификационистами? 6) Какие выводы можно извлечь, анализируя несистематизированный список их шести случаев, когда мы можем сказать, что теория t2превосходит теориюt1(с. 387-388)? 7) В чем заключается различия между правдоподобностью и вероятностью? |
Глава 10 5. Три требования к росту знания | 8) В чем состоит суть основных требований к новой теории и как они обосновываются К. Поппером? |
Часть II Опровержения Глава 11 Демаркация между наукой и метафизикой | 9) В чем К. Поппер видит ошибочность аргументации Рудольфа Карнапа в вопросе о демаркации между наукой и метафизикой?
|
Глава 15 Что такое диалектика? | 10) Проанализируйте аргументы К. Поппера против диалектики? 11) Что такое диалектика если ее « разъяснить»? |
Глава 16 Предсказания и пророчества в социальных науках | 12) Что К. Поппер называет «историцизмом» ? 13) Какие идеи историцизма он считает центральными? 14) В чем К. Поппер согласен с марксизмом как одной из разновидностей историцизма? 15) В чем К. Поппер видит ошибочность историцизма? Что предлагает взамен? |
Глава 17, 18, 19, 20. | 16) Охарактеризуйте социально-политические и этические идеи К. Поппера. В чем, по вашему мнению, заключается оригинальность суждений мыслителя, который традицией гуманизма считал: критицизм и разумность? |
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (1970).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
1. Конкурирующие методологические концепции: рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории А) Индуктивизм В) Конвенционализм
С) Методологический фальсификационизм Д) Методология научно-исследовательских программ
Е) Внутренняя и внешняя история
| 1) Индуктивизм как «внутренняя»теория рациональности. Почему радикальный индуктивизм является особым видом радикальногоинтернализма?
2. Каково «отношение между конвенционализмом и инструментализмом»? 3. В чем Лакатос видит эпистемологические трудности фальсификационизма? 4. В чем, по мнению Лакатоса, заключаются главные достоинства методологии научно - исследовательских программ? 5. Что заимствует эта методология у конвенционализма? 6. Чем должна быть дополнена методология исследовательских программ подобно любой другой теории научной рациональности? 7. Почему, по мнению Лакотоса, критика методологии исследовательских программ, предпринятая Фейерабендом и Куном, «бьет мимо цели»? 8. Как И. Лакатос аргументирует положение о том, что «рациональная реконструкция, или внутренняя история, является первичной, а внешняя история – лишь вторичной, так как наиболее важные проблемы внешней истории определяются внутренней историей»? |
2. Критическое сравнение методологических концепций: реальная история как пробный камень ее рациональных реконструкций А)Фальсификационизм как метакритерий: история «фальсифицирует» фальсификационизм (и любую другую методологическую концепцию) В) Методология историографических исследовательских программ. Реальная история в различной степени подтверждает свои рациональные реконструкции С) Против априористского и антитеоретического подходов к методологии науки | 9. Проанализируйте основные идеи критического сравнения методологических концепций приведенных в главе?
10. Каким образом фальсификационизм как метакритерий фальсифицирует как непосредственно фальсификационизм, так и любую другую методологическую концепцию? 11. Что препятствует реконструкциям науки в плане точности их соответствия реальной истории науки? 12. Что Лакатос понимает под аномалиями истории?
13. Почему методология историографических исследовательских программ подразумевает плюралистическую систему авторитетов? |
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (1783).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
Предисловие | 1) Какова цель данного произведения? |
Предварительные замечания… | 2) Какое знание является источником метафизики? 3) Чем различаются аналитические и синтетические суждения? В чем специфика этих суждений? 4) На какие классы можно разделить синтетические суждения? 5) Почему суждения математики и геометрии Кант относит к синтетическим? 6) Что, по Канту, составляет главное содержание метафизики? |
Общий вопрос пролегоменов… | 7) В чем состоит «общий вопрос» пролегоменов Канта? |
Пролегомены | 8) С помощью чего возможно познание из «чистого разума»? 9) Какое «чистое созерцание» лежит в основе математики? Почему оно является «чистым», а не эмпирическим? 10) Почему наше знание о «законах природы» тоже является априорным? 11) Чем «суждения восприятия» отличаются от «суждений опыта»? 12) Как в «чистом естествознании» связаны между собой логическое, трансцендентальное и физиологическое? 13) Чем отличается позиция Канта от позиции Юма по поводу «суждений опыта»? 14) Что есть, по Канту, «природа» и как она возможна? 15) В чем специфика понимания Кантом природы категорий? 16) Что такое «идеи разума»? Какова их функция? В чем их значение? 17) В чем суть «психологических идей»? 18) В чем суть «космологических идей»? 19) В чем суть «теологической идеи»? |
Заключение | 20) Объясните мысль Канта о том, что «метафизика в своих основных чертах заложена в нас самой природой». В чем значение представления о «границе» опыта? |
Решение общего вопроса пролегоменов… | 21) Как, по Канту, возможна метафизика как наука? |
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике (1969). Существование и герменевтика.
Раздел произведения | Вопросы и задания |
1. Истоки герменевтики | 1) Каковы исторические предпосылки возникновения герменевтики? |
2. Прививка герменевтики к феноменологии | 2) Как герменевтика соотносится с феноменологией Хайдеггера и Гуссерля? 3) В чем суть перехода «от понимания как способа познания к пониманию как способу существования»? |
3. Семантический план | 4) В чем суть семантического плана (уровня) интерпретации? |
4. Рефлексивный план | 5) В чем суть рефлексивного плана (уровня) интерпретации? Как рефлексивный план интерпретации связан с семантическим планом? |
5. Экзистенциальный план | 6) В чем суть экзистенциального плана (уровня) интерпретации? Объясните суть понятий «археология субъекта» и «телеология субъекта». |
Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук (1995).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
Герменевтика текста | 7) Объясните суть дихотомии понимания и интерпретации в герменевтике. Как эта дихотомия преодолевается с развитием структурализма? |
От герменевтики текста к герменевтике социального действия. Предпонимание в поле практики | 8) Как с помощью герменевтики можно проследить переход от «текста-значения» к «тексту-действию»? 9) Из каких элементов состоит концептуальная сеть «текста-действия»? |
От понимания к объяснению в социальных науках | 10) Какие следствия методы герменевтики могут иметь для социальных наук? |
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (1960).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
Введение | 11) В чем специфика понимания герменевтики Гадамером? Почему, по его словам, «герменевтики выходит за рамки, полагаемые понятием о методе»? 12) Почему постижение герменевтического опыта должно начинаться с философии и искусства? 13) Объясните, в чем суть критики Гадамером «прежней» герменевтики, опираясь на его высказывание: «понятийная система, в которой развертывается философствование, всегда владела нами точно так же, как определяет нас язык, в котором мы живем». |
Бергсон А. Творческая эволюция (1907).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
Введение | 1) Почему теория познания и теория жизни представляют, по Бергсону, неразрывное единство? |
Глава 1 | 2) Чем характеризуется длительность (континуальность) жизни и сознания? 3) Объясните фразу Бергсона: «… существовать – значит изменяться; изменяться – значит созревать; созревать же – это бесконечно созидать самого себя». 4) В чем главные отличительные особенности живого тела? Чем оно отличается от материальных тел? 5) Почему, согласно Бергсону, жизнь представляет собой процесс постоянного творчества? Что характеризует жизнь как непрерывный поток? 6) В чем суть критики Бергсоном телеологизма классической науки? 7) В чем Бергсон видит двусмысленность употребления термина «приспособление» в объяснении эволюции жизни? 8) В чем Бергсону видится несостоятельность идей дарвинизма и ламаркизма? Как противоречия этих теорий преодолевает его теория жизни? |
Глава 2 | 9) В чем суть идеи Бергсона о расходящихся направлениях эволюции? 10) Что, по Бергсону, объединяет, а что разъединяет царство растений и царство животных? 11) В чем Бергсону видится общее происхождение и совпадение инстинкта и интеллекта? Решением какой общей проблемы эволюции стало их появление и разделение? 12) В чем достоинства и недостатки интеллекта в сравнении с инстинктом? |
Глава 3 | 13) В чем состоит трудность исследования сущности и происхождения живого? 14) Как связаны и взаимообусловлены интеллект и материя (пространство)? Почему в «геометризации» и «математизации» природы Бергсон не видит ничего позитивного? 15) Какие два рода порядка можно установить в природе? Чем они характеризуются, как соотносятся? 16) В чем суть понимания жизни как энергетического потока (жизненного порыва)? 17) В чем, по мысли Бергсона, заключается цель и смысл эволюции живого? 18) В чем специфика трактовки Бергсоном сущности сознания? 19) В чем уникальность человека как фактора эволюции жизни? Как соотносятся, по Бергсону, интуиция и интеллект? |
Глава 4 | 20) Как Бергсон обосновывает сравнение процесса познания с кинематографом? 21) Почему, в понимании Бергсона, философия должна идти дальше науки в познании жизни и сознания? |
Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания (1975).
Раздел произведения | Вопросы и задания |
Введение | 1) Почему, по мысли Фейерабенда, теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок? |
1 | 2) На основании чего Фейерабенд доказывает, что единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип «все дозволено»? |
2 | 3) Что означает принцип «все дозволено» и как им можно пользоваться в науке? |
3 | 4) В чем Фейерабенд видит опасность общепризнанных теорий для свободного развития индивида (на примере сравнения этих теорий с мифом)? |
5 | 5) Почему, по мысли Фейерабенда, не всегда следует порицать теорию за то, что она не согласуется с фактами? |
15 | 6) В чем заключается критика Фейерабендом позиций критического рационализма (К. Поппер) и логического эмпиризма (Р. Карнап)? |
17 | 7) Поясните основные значения понятия несоизмеримости Фейерабенда. |
18 | 8) Как Фейерабенд обосновывает мысль о том, что «наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки»? 9) Почему, по мысли Фейерабенда, как некогда государство было отделено от церкви, так следует сейчас отделить его от науки? Обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией автора. 10) На основании чего утверждение, что в науке решающую роль играют только факты, логика и методология, Фейерабенд называет мифом («сказочкой»)? 11) Почему результаты научно-технического прогресса не является, по мысли Фейерабенда, свидетельством приоритета науки в жизни общества? 12) Почему наука, по мысли Фейерабенда, должна также быть отделена от системы общего образования? |
Проблемы социально-гуманитарных наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира
Вопросы и задания:
Почему человечество должно проститься с индустриальным обществом, которое оно создавало около 300 лет?
Почему тот изначальных антагонизм между природой, техносферой и обществом, который несло с собой индустриальное общество, сегодня нельзя разрешить традиционными способами?
В чем сущность ноосферной культуры как гаранта дальнейшего постиндустриального развития?
Чем, в трактовке Д. Белла, характеризуется постиндустриальное общество?
Чем отличаются концепции постиндустриального общества Д.Белла, Р.Коэна, А.Турена, Р.Арона, Д.Гелберейта и Э.Тоффлера?
Что такое информационное общество по Тоффлеру и каковы противоречия и пути их разрешения? С какими проблемами и способами их разрешения связывает Э.Тоффлер понятие «шок будущего»?
Какие новые направления и проблемы социально-гуманитарного познания возникают с приходом постиндустриального общества? Возможна ли в условиях ноосферной культуры конвергенция естественных и социально-гуманитарных наук? В чем суть нового понимания сущности общественного прогресса?
В чем суть современных глобальных проблем и предлагаемых путей их решения? Как вы понимаете идею Э. Тоффлера «будущее не знает границ»?
В условиях глобализации мира, что будет с локальными цивилизациями? В чем суть проблемы мультикультурализма? Что означает термин С.Хантингтона «столкновение цивилизаций»?
Есть ли альтернативы постиндустриального развития? Что по этому поводу предлагает философия постмодернизма?
Литература
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М. 1999.
Валлерстайм И. Анализ мировых систем и ситуация в современном виде. СПб. 2001.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.
Социализм в перспективе постиндустриализма. М., 1999.
Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатства и сила на пороге ХХIв. М., 2003.
Турен А. Возвращение человека действущего: очерки социалогии. М., 1998.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXIв. М., 2006.
Хабермас Ю. Постмодернизм и культура. Модерн – независимый проект // Вопросы философии. 1992. № 2.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Модель грядущего конфликта [Электронный ресурс] URL:http://www.humanities.edu.ru/db/mcg/41216
Этос глобального мира. М., 1999.
Философия и история российской науки
Проблемы для обсуждения:
1. Бытийные и культурные основания российского типа науки. Локальные цивилизации как смежные направления эволюции человеческой природы. Бытийно-творческая энергия познания. Место науки в эволюционном процессе. Две группы наук и две объяснительные установки (духовная и «приземлённо-посюсторонняя»).
2. Образы мировой науки: концепции науки Н.Я.Данилевского, Н.Ф.Фёдорова, В.И.Вернадского. Ложные концепции происхождения науки из одного центра – греческого или европейского.
3. «Национальное» и «сверхнациональное» в научном творчестве. «Русская идея» и её проявления в научных исканиях.
4. Исторические вехи российской научной культуры. Мифо-магический этап. Моделирование мира, символика, множественность кодов (пространственный, временной, числовой, психоэнергетический, цветовой, телесный, зооморфный и др.). Накопление обобщённых представлений о природе, общественной жизни и человеке. Систематизация исторической памяти. Попытки самоопределения России.
5. Петровский поворот в российской истории. Европеизация; идейно-организационное выделение наук. Русское просвещение. Взрыв научно-философского творчества в России с середины XIX в. Волны позитивизма в философии и науке.
6. Наука в советское время: успехи и неудачи.
7. Ресурсы развития российской науки. Укрупнённые научно-философские направления: планетология, природоведение, народоведение, человековедение, обществоведение. Влияние новых технологий, порожденные наукой: космические, ядерные, лазерные, компьютерные, нано технологии и т.п., на российское общество.
8. Расширение научно-философского кругозора на Восток, в древность. Возможности сочетания древней и современной, материалистичной научности. Космизация познания, обращение к зафизической реальности; пересмотр коренного отношения «жизнь-смерть»; линии преображения человеческой природы (Н.Ф.Фёдоров, Е.П.Блаватская, К.Н.Циолковский, Н.К. и Е.И. Рерихи).
9. Критика науки новоевропейского типа. Ущербность «офизиченной» научной картины мира. «Планетарное крушение» научно-манипуляторской методологии.
10. Замысел «исправления» науки: плавный демонтаж технократической цивилизации, работа по включению в биосферную эволюцию. Сценарии будущего российской науки.
Литература
Айзатулин Т. Между молотом Европы и наковальней Азии // Родина. 1993. № 5–6.
Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». – Тверь, 2001.
Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990.
Вернадский В.А. Труды по истории науки в России. – М., 1988.
Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. – М., 2000.
Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Глобальные тенденции научно-технологического развития и безопасность России // Науковедение. 2003. № 3.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1995.
Жутиков М.А. Зелёная стратегия // Москва. 2004. № 5.
Жутиков М.А. Технологическая цивилизация: смена знака // Москва. 2001. № 7.
Жутиков М.А. Этюд о простоте // Москва. 2002. № 10.
Кара-Мурза С.Г. Здравый смысл или… погибель // Литературная газета. 2004. № 23.
Кара-Мурза С.Г. Пытка цивилизацией // Свет. 1998. № 11-12.
Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990. – С. 164, 405-409.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть … человечеству? – М., 1999.
Налимов В.В. Искушение Святой Руси. На грани третьего тысячелетия. – Сыктывкар, 2001.
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. – М., 1995.
Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки. – СПб, 2003.
Панарин А.С. Стратегическая нестабильность XXI века // Москва. 2002. № 5, 7, 11.
Панарин А.С. Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности // Москва. 2002. № 9.
Платонов А.П. Из неопубликованного // Новый мир. 1991. № 1.
Подкосов Д.П. Великие культуры в мировом научном творчестве. // Философия хозяйства. 2007. № 6.
Подкосов Д.П. Языковая смута в российском самопознании // Философия хозяйства. 2007. № 2.
Розанов В.В. Мимолётное. 1915 год. – М., 1994.
Розанов В.В. О писательстве и писателях // Ломоносов. Его личность и судьба. – М., 1995.
Русская идея. Сост. М.А.Маслин. – М., 1992. (статьи А.И.Герцена, Н.И.Кареева, И.А.Ильина)
Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии // Мир России – Евразия. Антология. – М., 1995.
Фомин В.В. Варяги и варяжская русь. – М., 2005.
Шмаков В. Основы пневматологии. – Киев, 1994. (Глава XVI)
Югов А.К. Думы о русском слове. – М., 1972.
Юревич А.В. Психологические особенности российской науки // Вопросы философии. 1994. № 4.
Человек в информационно-технотронном мире
Проблемы для обсуждения:
Информационное общество: философский аспект. Концепция информационного общества.
Идея «глобальной электронной цивилизации». Сетевое общество М. Кастельса.
Влияние информационного общества на культуру. Сетевое общество. Сетевой человек за и против. Каковы особенности информационного общества, как нового типа культуры?
Социально-философские последствия развития Интернета. Спрогнозируйте социально-философские последствия развития системы Интернет.
Россия в информационном мире. Приведите основные идеи концепции «информационного общества» приемлемы для России.
Каково место капитала и труда и место информации и знания в информационном обществе?
Человек в компьютерном мире. Роботы и роботизированные производственные комплексы. Роботы в военном деле.
Каковы перспективы изменения характера труда, быта, процесса урбанизации, психологии человека в результате компьютерной революции?
Какое воздействие информационные технологии оказывают на социальную структуру общества?
Какое влияние информационное общество оказывает на культуру личности?
Литература
Кастельс М., Киселева Э., Россия и Сетевое общество: Доклад на конференции «Россия в конце XX века», Стэнфорд, США. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.socio.ru/wr/00-1/Castells.htm.
Кастельс М., Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. - Под ред. О.И. Шкаратана. - М., 2000. – 608 с.
Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л. Иноземцева). – М., 1999. – С. 494-505.
Пригожин И. Сетевое общество. // Источник: JournalofWorld-SystemResearch.Vol.6.No.1Spring2000. / Перевод Н.В. Романовского. – М., 2007.
Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ, 2008. — 560 с.
Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: АСТ, 2004. – 672 с.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. — М.: АСТ, 2005. — 416 с.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. — М.: АСТ, 2007. — 576 с.
Синергетика - новый диалог человека с природой
Проблемы для обсуждения:
Синергетика как новое междисциплинарное направление научных исследований и как парадигма постнеклассической науки. Основные идеи синергетического видения мира.
Основные понятия и принципы синергетики. Нелинейность. Аттракторы. Фракталы. Точки бифуркации.
Формирование эволюционного естествознания. Теория неравновесной термодинамики Пригожина И. и концепция самоорганизации Хакена г.. Становление сложности. Порядок из хаоса.
Историческое развитие науки и культуры в синергетическом представлении. Социосинергетика. Нейросинергетика.
Философско-методологические проблемы переноса методов синергетики в социогуманитарную сферу. Синергетика и творчество.
Литература
Винер Н. Кибернетика.-М, 1968.
Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.,1994.
Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
Пригожий И. От существующего к возникающему. М., 1985.
Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог С И. Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. №12.
Рузавин Г. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения // Свободная мысль. 1993. №17-18.
- Программа
- «История и философия науки» («Основы философии науки», «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»; «Философские проблемы естественных и технических наук»)
- Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебная программа
- Часть I Основы философии науки
- 1. Предмет современной философии науки.
- 2. Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.
- 3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 4. Научная картина мира.
- 5. Идеалы и нормы научного исследования.
- 6. Философские основания науки.
- 7. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.
- 8. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
- 9. Наука в античной культуре.
- 10. Особенности средневековой науки.
- 11. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.
- 12. Характерные особенности классической науки.
- 13. Позитивистская и постпозитивистская философия науки.
- 14. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
- 15. Этика науки.
- 16. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук
- 17. Становление идей и методов неклассической науки.
- 18. Современная постнеклассическая наука.
- 19. Наука как социальный институт.
- 20. Эволюция способов и форм трансляции и интерпретации научного знания на современном этапе.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Часть II Философские проблемы социально-гуманитарных наук
- 2. Общество как исторический процесс.
- 3. Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания.
- 4. Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека.
- 5. Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека.
- 6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 7. Философские проблемы сознания.
- 8. Объект и субъект социально-гуманитарных наук.
- 9. Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании.
- 10. Номологическая и идеографическая методология.
- 11. Феномологическая методология и интеракционизм в социально-гуманитарной теории.
- 12. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках
- 13. Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- 14. Философское учение об истине. Специфика постижения истины и ее критерии в социально-гуманитарном познании.
- 15. Актуальные проблемы когнитивистики в социально-гуманитарном познании.
- 16. Актуальные проблемы семантики и семиотики в социально-гуманитарном познании.
- 17. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- 18. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.
- 19. Специфика современного социально-гуманитарного познания.
- 20. Проблемы социально-гуманитарых наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Философские проблемы естественных и технических наук
- 1. Философские проблемы математики.
- 2. Философские основания физики.
- 3. Философские проблемы квантовой физики.
- 4. Философские вопросы теории относительности и релятивистской космологии.
- 5. Детерминизм и самоорганизация в физике.
- 6. Философские проблемы химии.
- 7. Философские проблемы синергетики.
- 8. Философские проблемы биологии.
- 9. Философские проблемы экологии.
- 10. Философские проблемы геологии.
- 11. Философские проблемы географии.
- 12. История взаимодействия науки и техники.
- 13. Естественные и технические науки. Особенности эмпирического и теоретического познания в технических науках.
- 14. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.
- 15. Социальная оценка техники. Технический оптимизм и пессимизм.
- 16. Технический прогресс как фактор развития общества.
- 17. Становление информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.
- 18. Понятие «виртуальная реальность» в информатике и его философское значение.
- 19. Изучение познавательных способностей человека и проблема создания искусственного интеллекта. Компьютерное моделирование и эксперимент.
- 20. Интернет как информационно-коммуникативная среда. Проблема информационного («цифрового») неравенства и информационной безопасности.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Тематика коллоквиумов
- Экзаменационные вопросы Основы философии науки
- 7. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.
- 8. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
- Философские проблемы социально-гуманитарных наук
- 17. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- Философские проблемы естественных и технических наук