Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем дисциплины
| В том числе | Форма контроля |
| |||||||
Л | П | К | С |
| |||||||
1-й семестр Поток: «Основы философии науки»
|
| ||||||||||
1. | Предмет и основные концепции современной философии науки | 2 |
|
|
|
|
| ||||
2. | Мировоззренческие и методологические основания науки | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
3. | Функции науки в современном обществе | 2 |
|
|
|
|
| ||||
4. | Наука как социальный институт | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
5. | Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (1936). |
| 2 |
| 3 |
|
| ||||
6. | Кун Т. Структура научных революций (1962). |
| 2 |
| 3 |
|
| ||||
7. | Структура научного познания. Уровни научного исследования | 4 |
|
|
|
|
| ||||
8. | Основания науки. Идеалы и нормы исследования | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
9. | Научная картина мира. Философские основания науки | 2 |
|
|
|
|
| ||||
10. | Поппер К. «Предположения и опровержения» (1963). |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
11. | Лакатос И. «История науки и ее рациональные Реконструкции» (1972). |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
12. | Научные традиции и научные революции | 2 |
|
|
|
|
| ||||
15. | Типы научной рациональности | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
16. | Становление идей и методов неклассической науки | 2 |
|
|
|
|
| ||||
17. | Современная постнеклассическая наука | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
18. | Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания (1975). |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
Всего за 1-й семестр: | 24 | 10 |
| 18 |
|
| |||||
2-й семестр Подгруппа: «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»
|
| ||||||||||
1. | Объект и субъект социально-гуманитарных наук | 2 |
|
|
|
|
|
| |||
2. | Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания | 2 |
|
| 1 |
|
| 1 |
| ||
3. | Общество как исторический процесс | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
4. | Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
5. | Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека | 2 |
|
|
|
|
| ||||
6. | Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека | 2 |
|
|
|
|
| ||||
7. | Проблемы социально-гуманитарных наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира |
| 4 |
| 6 |
|
| ||||
8. | Жизнь как категория наук об обществе и культуре | 2 |
|
|
|
|
| ||||
9. | Философские проблемы сознания | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
10. | Бергсон А. Творческая эволюция (1907) |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
11. | Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
12. | Интерпретация в социальных и гуманитарных науках | 2 |
|
|
|
|
| ||||
13. | Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании | 2 |
|
|
|
|
| ||||
14. | Специфика современного социально-гуманитарного познания | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
15. | Номологическая и идеографическая методология. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (1910) |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
16. | Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике (1969). Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (1960). |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
17. | Специфика кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» |
|
| 2 |
|
|
| ||||
Всего за 2-й семестр: | 24 | 10 | 2 | 18 |
|
| |||||
Подгруппа: «Философские проблемы естественных и технических наук»
|
| ||||||||||
1. | История развития естествознания и техники | 4 |
|
| 1 |
|
| ||||
2. | Философия и история российской науки |
| 4 |
| 6 |
|
| ||||
3. | Философские проблемы физики | 4 |
|
| 1 |
|
| ||||
4. | Философские проблемы химии | 2 |
|
|
|
|
| ||||
5. | Философские проблемы наук о Земле | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
6. | Философские проблемы наук о живой природе | 2 |
|
|
|
|
| ||||
7. | Синергетика и ее влияние на естествознание | 2 |
|
| 1 |
|
| ||||
8. | Синергетика как теория самоорганизации |
| 4 |
| 6 |
|
| ||||
9. | История взаимодействия науки и техники. Технический прогресс как фактор развития общества | 4 |
|
| 1 |
|
| ||||
9. | Информационная революция. Человек в информационно-техническом мире | 4 |
|
| 1 |
|
| ||||
10. | Человек в информационно-технотронном мире |
| 2 |
| 2 |
|
| ||||
11. | Специфика кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» |
|
| 2 |
|
|
| ||||
Всего за 2-й семестр: | 24 | 10 | 2 | 18 |
|
| |||||
Итоговый контроль |
|
|
|
| экзамен |
| |||||
ИТОГО: | 48 | 20 | 2 | 36 | 36 |
|
- Программа
- «История и философия науки» («Основы философии науки», «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»; «Философские проблемы естественных и технических наук»)
- Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебная программа
- Часть I Основы философии науки
- 1. Предмет современной философии науки.
- 2. Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.
- 3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 4. Научная картина мира.
- 5. Идеалы и нормы научного исследования.
- 6. Философские основания науки.
- 7. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.
- 8. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
- 9. Наука в античной культуре.
- 10. Особенности средневековой науки.
- 11. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.
- 12. Характерные особенности классической науки.
- 13. Позитивистская и постпозитивистская философия науки.
- 14. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
- 15. Этика науки.
- 16. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук
- 17. Становление идей и методов неклассической науки.
- 18. Современная постнеклассическая наука.
- 19. Наука как социальный институт.
- 20. Эволюция способов и форм трансляции и интерпретации научного знания на современном этапе.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Часть II Философские проблемы социально-гуманитарных наук
- 2. Общество как исторический процесс.
- 3. Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания.
- 4. Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека.
- 5. Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека.
- 6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 7. Философские проблемы сознания.
- 8. Объект и субъект социально-гуманитарных наук.
- 9. Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании.
- 10. Номологическая и идеографическая методология.
- 11. Феномологическая методология и интеракционизм в социально-гуманитарной теории.
- 12. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках
- 13. Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- 14. Философское учение об истине. Специфика постижения истины и ее критерии в социально-гуманитарном познании.
- 15. Актуальные проблемы когнитивистики в социально-гуманитарном познании.
- 16. Актуальные проблемы семантики и семиотики в социально-гуманитарном познании.
- 17. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- 18. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.
- 19. Специфика современного социально-гуманитарного познания.
- 20. Проблемы социально-гуманитарых наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Философские проблемы естественных и технических наук
- 1. Философские проблемы математики.
- 2. Философские основания физики.
- 3. Философские проблемы квантовой физики.
- 4. Философские вопросы теории относительности и релятивистской космологии.
- 5. Детерминизм и самоорганизация в физике.
- 6. Философские проблемы химии.
- 7. Философские проблемы синергетики.
- 8. Философские проблемы биологии.
- 9. Философские проблемы экологии.
- 10. Философские проблемы геологии.
- 11. Философские проблемы географии.
- 12. История взаимодействия науки и техники.
- 13. Естественные и технические науки. Особенности эмпирического и теоретического познания в технических науках.
- 14. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.
- 15. Социальная оценка техники. Технический оптимизм и пессимизм.
- 16. Технический прогресс как фактор развития общества.
- 17. Становление информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.
- 18. Понятие «виртуальная реальность» в информатике и его философское значение.
- 19. Изучение познавательных способностей человека и проблема создания искусственного интеллекта. Компьютерное моделирование и эксперимент.
- 20. Интернет как информационно-коммуникативная среда. Проблема информационного («цифрового») неравенства и информационной безопасности.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Тематика коллоквиумов
- Экзаменационные вопросы Основы философии науки
- 7. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.
- 8. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
- Философские проблемы социально-гуманитарных наук
- 17. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- Философские проблемы естественных и технических наук