Дополнительная литература:
Азимов А.Путеводитель по науке. От египетских пирамид до космических станций. М., 2004.
Вебер М.Избранные произведения. М., 1990.
Вернадский В.И.Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1978.
Вернадский В.И.Избранные труды по истории науки. М., 1981.
Гайденко П.П.История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М., 2000.
Гайденко П.П.История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
Гайденко П.П.Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
Гайденко П.П.Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
Гайденко П.П.Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1989.
Кириллин В.А.Страницы истории науки и техники. М., 1986.
Койре А.Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). М., 2003.
Кузнецов Б.Г.Идеи и образы Возрождения (Наука XIV — XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.
Кун Т.Структура научных революций. М., 2003.
Лекторский В.А.Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Малкей М.Наука и социология знания. М., 1983.
Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П.Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.
Методология науки: проблемы и история. М., 2003.
Микешина Л.А.Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя. М., 2003.
Поппер К.Р.Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., 1983.
Поппер К.Р.Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.
Поппер К.Р.Логика научного исследования. М., 2004.
Поппер К.Р.Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004.
Рассел Б.История западной философии. В 2 т. М., 1993. Т. 1, 2.
Лакатос И.Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2000.
Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.
Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
Синергетическая парадигма: когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004.
Системный подход в современной науке. М., 2004.
Степин В.С.Теоретическое знание. М., 2000.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 2004.
Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
- Программа
- «История и философия науки» («Основы философии науки», «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»; «Философские проблемы естественных и технических наук»)
- Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебная программа
- Часть I Основы философии науки
- 1. Предмет современной философии науки.
- 2. Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.
- 3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 4. Научная картина мира.
- 5. Идеалы и нормы научного исследования.
- 6. Философские основания науки.
- 7. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.
- 8. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
- 9. Наука в античной культуре.
- 10. Особенности средневековой науки.
- 11. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.
- 12. Характерные особенности классической науки.
- 13. Позитивистская и постпозитивистская философия науки.
- 14. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.
- 15. Этика науки.
- 16. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук
- 17. Становление идей и методов неклассической науки.
- 18. Современная постнеклассическая наука.
- 19. Наука как социальный институт.
- 20. Эволюция способов и форм трансляции и интерпретации научного знания на современном этапе.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Часть II Философские проблемы социально-гуманитарных наук
- 2. Общество как исторический процесс.
- 3. Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания.
- 4. Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека.
- 5. Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека.
- 6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 7. Философские проблемы сознания.
- 8. Объект и субъект социально-гуманитарных наук.
- 9. Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании.
- 10. Номологическая и идеографическая методология.
- 11. Феномологическая методология и интеракционизм в социально-гуманитарной теории.
- 12. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках
- 13. Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- 14. Философское учение об истине. Специфика постижения истины и ее критерии в социально-гуманитарном познании.
- 15. Актуальные проблемы когнитивистики в социально-гуманитарном познании.
- 16. Актуальные проблемы семантики и семиотики в социально-гуманитарном познании.
- 17. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- 18. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.
- 19. Специфика современного социально-гуманитарного познания.
- 20. Проблемы социально-гуманитарых наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Философские проблемы естественных и технических наук
- 1. Философские проблемы математики.
- 2. Философские основания физики.
- 3. Философские проблемы квантовой физики.
- 4. Философские вопросы теории относительности и релятивистской космологии.
- 5. Детерминизм и самоорганизация в физике.
- 6. Философские проблемы химии.
- 7. Философские проблемы синергетики.
- 8. Философские проблемы биологии.
- 9. Философские проблемы экологии.
- 10. Философские проблемы геологии.
- 11. Философские проблемы географии.
- 12. История взаимодействия науки и техники.
- 13. Естественные и технические науки. Особенности эмпирического и теоретического познания в технических науках.
- 14. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.
- 15. Социальная оценка техники. Технический оптимизм и пессимизм.
- 16. Технический прогресс как фактор развития общества.
- 17. Становление информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.
- 18. Понятие «виртуальная реальность» в информатике и его философское значение.
- 19. Изучение познавательных способностей человека и проблема создания искусственного интеллекта. Компьютерное моделирование и эксперимент.
- 20. Интернет как информационно-коммуникативная среда. Проблема информационного («цифрового») неравенства и информационной безопасности.
- Рекомендуемая основная литература:
- Дополнительная литература:
- Тематика коллоквиумов
- Экзаменационные вопросы Основы философии науки
- 7. Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.
- 8. Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.
- Философские проблемы социально-гуманитарных наук
- 17. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- Философские проблемы естественных и технических наук