5 Научное познание, его сущность и структура.
Научное познание – исторически меняющаяся деятельность, которая определяется как характером исследуемых объектов, так и социальными условиями, свойствами каждого исторически определенного этапа развития цивилизации.
Научное познание характеризуется специфическими признаками:
-системность
-логическая непротиворечивость
-проверяемость эмпирическая и математическая
-возможность опровержения как математически, так и эмпирически
Результатом научного познания являются знания, которые стремятся к истине.
В своей структуре научное познание имеет 2 уровня познания: теоретический и эмпирический.
Эмпирический уровень – это накопление разнообразных фактов, наблюдаемых в природе:
а) наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективных действий;
б) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведения об истине;
в) измерение - сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам;
г) эксперимент – наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторе условий.
Теоретический уровень – объяснение накопленных фактов:
а) аксиоматический (аксиоматизация) – способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, из которых все остальные суждения должны выводиться чисто логическим путем посредством доказательств (дедуктивное метод);
б) формализация – представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях;
в) гипотетико-дедуктивный – метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся (дедуцируются) в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах.
г) построение гипотезы.
- Контрольные вопросы к курсу «Концепции современного естествознания»
- 1 Наука, её образы и специфические черты.
- 2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
- 3 Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.
- 4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
- 5 Научное познание, его сущность и структура.
- 6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
- 7 Исторические закономерности развития естественнонаучного знания.
- 8 Специфика научных революций.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 9 Антропный принцип.
- 10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 11 Концепция системного метода.
- 12 Структурные уровни организации материи.
- 13 Естественнонаучная картина мира.
- 14 Проблема пространства и времени в науке, основные модели (субстанциальная и реляционная).
- 20 Физическая картина мира и её эволюция (исторические типы, ключевые понятия, принципы, основные законы, выдающиеся учёные).
- 22 Жизнь и её специфические характеристики.
- 23 Ч. Дарвин: основные положения теории эволюции.
- 24 Синтетическая теория эволюции, её сущность и основные положения.
- 25 Проблема происхождения жизни, основные концепции.
- 26 Проблема происхождения человека. Антропогенез и его основные факторы.
- 27 Место человека в системе живого.