22 Жизнь и её специфические характеристики.
Жизнь – форма существования материи, закономерно возникшая при определенных условиях в процессе её развития.
Живые объекты отличаются от неживых:
-способностью к обмену веществ
-размножением
-раздражением
-приспособлением к среде
Все ныне живые объекты имеют в своем составе 2 основных типа биополимеров: белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Другая особенность живого заключается в огромном разнообразии свойств приобретенных материальных структур живых объектов. Живой является не отдельная молекула ДНК, белка или РНК, а их система в целом.
Жизнь характеризуется высокоупорядоченными материальными структурами, которые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению. Жизнь на Земле представлена громадным числом организмов, связанных со средой, т.е. другими организмами и неживой природой. Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т.е. являются открытыми системами. Живому присущи способность к упорядоченному, к созданию порядка из хаоса (противодействие антропии). Снижение антропии возможно только за счет повышения антропии в окружающей среде, поэтому в целом процесс повышения антропии повышается.
Определение жизни называет три её особенности:
1)метаболизм – способность поглощать и обмениваться внешней энергией и материей;
2)редуплекация – способность к воспроизведению – отвечают нуклеиновые кислоты;
3)стремление к сохранению собственной целостности – специфично для живых объектов,
но отсутствует материальный носитель.
- Контрольные вопросы к курсу «Концепции современного естествознания»
- 1 Наука, её образы и специфические черты.
- 2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
- 3 Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.
- 4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
- 5 Научное познание, его сущность и структура.
- 6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
- 7 Исторические закономерности развития естественнонаучного знания.
- 8 Специфика научных революций.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 9 Антропный принцип.
- 10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 11 Концепция системного метода.
- 12 Структурные уровни организации материи.
- 13 Естественнонаучная картина мира.
- 14 Проблема пространства и времени в науке, основные модели (субстанциальная и реляционная).
- 20 Физическая картина мира и её эволюция (исторические типы, ключевые понятия, принципы, основные законы, выдающиеся учёные).
- 22 Жизнь и её специфические характеристики.
- 23 Ч. Дарвин: основные положения теории эволюции.
- 24 Синтетическая теория эволюции, её сущность и основные положения.
- 25 Проблема происхождения жизни, основные концепции.
- 26 Проблема происхождения человека. Антропогенез и его основные факторы.
- 27 Место человека в системе живого.