logo
Kontrolnye_voprosy_KSE

4 Научная рациональность и её основные исторические типы.

Научная рациональность – это характеристика деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины, отличается строгими способами доказательства.

В современной философии существуют 2 основные линии осмысления проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм – философский принцип, считающий научное познание образцом и идеалом познавательной деятельности и положительно оценивающий результат научной деятельности.

Антисциентизм – отрицается положительная роль науки.

Причины роста антисциентических настроений в обществе:

-научные результаты оказались меньше, чем того ожидали;

-очевидно негативные результаты НТП (ядерные бомбордировки, Чернобыльская катастрофа);

-усложнение предмета и методов научного исследования, вследствие чего она перестала быть понятной.

Три крупных стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы (определены) доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация (раскрытие сущности) этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый последующий тип не уничтожил ценности предшествующего, а, напротив, использовал и дополнял их.