4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
Научная рациональность – это характеристика деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины, отличается строгими способами доказательства.
В современной философии существуют 2 основные линии осмысления проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм – философский принцип, считающий научное познание образцом и идеалом познавательной деятельности и положительно оценивающий результат научной деятельности.
Антисциентизм – отрицается положительная роль науки.
Причины роста антисциентических настроений в обществе:
-научные результаты оказались меньше, чем того ожидали;
-очевидно негативные результаты НТП (ядерные бомбордировки, Чернобыльская катастрофа);
-усложнение предмета и методов научного исследования, вследствие чего она перестала быть понятной.
Три крупных стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы (определены) доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация (раскрытие сущности) этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Каждый последующий тип не уничтожил ценности предшествующего, а, напротив, использовал и дополнял их.
- Контрольные вопросы к курсу «Концепции современного естествознания»
- 1 Наука, её образы и специфические черты.
- 2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
- 3 Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.
- 4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
- 5 Научное познание, его сущность и структура.
- 6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
- 7 Исторические закономерности развития естественнонаучного знания.
- 8 Специфика научных революций.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 9 Антропный принцип.
- 10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 11 Концепция системного метода.
- 12 Структурные уровни организации материи.
- 13 Естественнонаучная картина мира.
- 14 Проблема пространства и времени в науке, основные модели (субстанциальная и реляционная).
- 20 Физическая картина мира и её эволюция (исторические типы, ключевые понятия, принципы, основные законы, выдающиеся учёные).
- 22 Жизнь и её специфические характеристики.
- 23 Ч. Дарвин: основные положения теории эволюции.
- 24 Синтетическая теория эволюции, её сущность и основные положения.
- 25 Проблема происхождения жизни, основные концепции.
- 26 Проблема происхождения человека. Антропогенез и его основные факторы.
- 27 Место человека в системе живого.