10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
НКМ – особая форма теоретического знания, которая воспроизводит предмет исследования нации, соответствующий определенному этапу её исторического развития, посредством которого интерпретируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Основные компоненты:
1.представление о фундаментальных объектах
2.представление о типологии объектов
3.представление о связях и взаимодействии объектов
4.представление о пространстве и времени.
Основные функции:
1.эвристическая (функция НКМ как исследовательской программы научного поиска);
2.систематизирующая и мировоззренческая (как совокупность представлений и взглядов о мире и месте человека в нем);
Основные этапы развития науки:
1.додисциплинарная – механическая картина мира;
2.дисциплинарно-органическая (конец 19-20 вв) – специальная НКМ;
3.современная – постнеклассическая НКМ.
Становление науки:
Наука в её современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новой европейской цивилизации на рубеже 16-17 вв.
1.логически и методически осознанной науки – греческая (нация античной Греции) (зачатие научного познания в Древнем Риме и Китае);
2.современная наука возрастает с конца Средневековья, утверждается с 17 века и развертывается во всей своей широте с 19 в.
Т.Кун.
Научная революция – радикальная смена основных компонентов содержания науки, выдвижение новых принципов познания, категорий и методов.
В результате НР происходит смена парадигмы.
Парадигма – теоретическая модель образца, принятая членами научного сообщества в качестве истинной теории в определенной отрасли знания на определенное время.
Наука:
- Контрольные вопросы к курсу «Концепции современного естествознания»
- 1 Наука, её образы и специфические черты.
- 2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
- 3 Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.
- 4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
- 5 Научное познание, его сущность и структура.
- 6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
- 7 Исторические закономерности развития естественнонаучного знания.
- 8 Специфика научных революций.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 9 Антропный принцип.
- 10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 11 Концепция системного метода.
- 12 Структурные уровни организации материи.
- 13 Естественнонаучная картина мира.
- 14 Проблема пространства и времени в науке, основные модели (субстанциальная и реляционная).
- 20 Физическая картина мира и её эволюция (исторические типы, ключевые понятия, принципы, основные законы, выдающиеся учёные).
- 22 Жизнь и её специфические характеристики.
- 23 Ч. Дарвин: основные положения теории эволюции.
- 24 Синтетическая теория эволюции, её сущность и основные положения.
- 25 Проблема происхождения жизни, основные концепции.
- 26 Проблема происхождения человека. Антропогенез и его основные факторы.
- 27 Место человека в системе живого.