2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
Соотношение естественнонаучной и гуманитарной типов культуры:
культура
естественнонаучная гуманитарная
1.совокупный исторический объем знаний 1.совокупный исторический объем
о природе и обществе; знания философии, юриспруденции,
2.объем знания о конкретных видах и сферах этики и др. наук;
бытия, которые сокращаются в концентрированной 2.системообразующие ценности
форме, актуализированы и доступны к усвоению гуманитарного знания (гуманизм,
(например, учебники); идеалы красоты, совершенства, свободы,
3.усвоение человеком накопленного и добра)
актуализированного знания о природе и обществе
специфика научно-естественной культуры состоит специфика гуманитарной культуры
в том, что знания, о природе отличаются высокой состоит в том, что системообразующие
степенью объективности и достоверности ценности гуманитарного знания опред. и
(объективность научного знания; в качестве критерия активизируются исходя из социальной
достоверности используют принципы верификации и позиции человека.
фальсификации научного знания).
Принцип верификации: только то знание является научным, которое можно подтвердить (рано или поздно, прямо или косвенно).
Принцип фальсификации: то знание является научным, которое можно опровергнуть (старые научные теории сменяются новыми, поэтому для науки важно не только доказательство, но и опровержение).
- Контрольные вопросы к курсу «Концепции современного естествознания»
- 1 Наука, её образы и специфические черты.
- 2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
- 3 Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.
- 4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
- 5 Научное познание, его сущность и структура.
- 6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
- 7 Исторические закономерности развития естественнонаучного знания.
- 8 Специфика научных революций.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 9 Антропный принцип.
- 10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 11 Концепция системного метода.
- 12 Структурные уровни организации материи.
- 13 Естественнонаучная картина мира.
- 14 Проблема пространства и времени в науке, основные модели (субстанциальная и реляционная).
- 20 Физическая картина мира и её эволюция (исторические типы, ключевые понятия, принципы, основные законы, выдающиеся учёные).
- 22 Жизнь и её специфические характеристики.
- 23 Ч. Дарвин: основные положения теории эволюции.
- 24 Синтетическая теория эволюции, её сущность и основные положения.
- 25 Проблема происхождения жизни, основные концепции.
- 26 Проблема происхождения человека. Антропогенез и его основные факторы.
- 27 Место человека в системе живого.