6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
В своей структуре научное познание имеет 2 уровня познания: теоретический и эмпирический, которые отличаются друг от друга по трём основным критериям:
по характеру предмета исследования;
типу применения средств исследования;
особенностям методов.
На эмпирическом уровне изучаются явления и их взаимодействия, на теоретическом осуществляется познание сущности явлений (законы выражают сущность того или иного явления). В результате научного познания на обоих уровнях получают формы научного знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности. Эмпирические и теоретические уровни регулируются по методам исследовательской деятельности.
Методы классифицируются по следующим формам:
1.эмпирический - используются только на эмпирическом уровне:
а) наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективных действий;
б) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведения об истине;
в) измерение - сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам;
г) эксперимент – наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторе условий.
2.научные – используются только на теоретическом уровне:
а) аксиоматический (аксиоматизация) – способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, из которых все остальные суждения должны выводиться чисто логическим путем посредством доказательств (дедуктивное метод);
б) формализация – представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научные теории, рассуждения, процедура поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления; связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях;
в) гипотетико-дедуктивный – метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся (дедуцируются) в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах.
3.всеобщий – используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне:
а) анализ;
б) синтез;
в) абстрагирование (усложнение, характеризует человеческое мышление, переводит предмет в идеальный);
г) обобщение;
д) индукция (из частного выводят общее);
е) дедукция (из общего выводят частное);
ж) аналогия;
з) моделирование;
и) классификация.
- Контрольные вопросы к курсу «Концепции современного естествознания»
- 1 Наука, её образы и специфические черты.
- 2 Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры
- 3 Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.
- 4 Научная рациональность и её основные исторические типы.
- 5 Научное познание, его сущность и структура.
- 6 Уровни научного познания, критерии различия. Классификация методов.
- 7 Исторические закономерности развития естественнонаучного знания.
- 8 Специфика научных революций.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 9 Антропный принцип.
- 10 Научная картина мира: понятие, основные компоненты, функции.
- 1)Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;
- 2)Сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.
- 11 Концепция системного метода.
- 12 Структурные уровни организации материи.
- 13 Естественнонаучная картина мира.
- 14 Проблема пространства и времени в науке, основные модели (субстанциальная и реляционная).
- 20 Физическая картина мира и её эволюция (исторические типы, ключевые понятия, принципы, основные законы, выдающиеся учёные).
- 22 Жизнь и её специфические характеристики.
- 23 Ч. Дарвин: основные положения теории эволюции.
- 24 Синтетическая теория эволюции, её сущность и основные положения.
- 25 Проблема происхождения жизни, основные концепции.
- 26 Проблема происхождения человека. Антропогенез и его основные факторы.
- 27 Место человека в системе живого.