logo

2. Объективная истина — вечный идеал науки

Существует мнение, что отличительным признаком науки следует считать не стремление к объективной истине, а специфические методы познания и формы выражения знания с помощью особого языка. Сторонники этой позиции ссылаются на изменчивость научных представлений, на многочисленные исторические заблуждения, продолжительное время господствовавшие в науке. Это, безусловно, соответствует действительности. Но зададимся вопросами: Чем обусловлена специфичность методов и языка науки? Что именно привело к самой необходимости их выработки, создания и постоянного совершенствования? Почему в других сферах человеческой деятельности (в искусстве, например) применяются совсем другие формы и методы? И ответ неизбежно сведется к тому, что у науки особая цель — отделить истину от заблуждения, объективное знание от субъективного мнения, действительное, устойчиво присущее самой сути вещей, от мнимого, кажущегося, мелькающего на поверхности их проявлений. Достижение этой цели потребовало развития логики мышления, разработки специального категориального аппарата, внедрения терминов и символов, создания точнейших приборов и экспериментальных устройств, которые по сложности и масштабам в ряде случаев не уступают промышленным сооружениям.

Главной и непосредственной функцией науки, определяющей всю ее структуру и организацию, было и остается раскрытие объективной истины. Благодаря этому наука так необходима для практической деятельности людей.

Истина - результат познавательной деятельности человека, субъекта познания; истина существует в сознании человека. Но истина, будучи субъективной в силу способа получения и формы выражения, по своему содержанию является объективной. Это следует из определения: истина - это знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта, оно обусловлено объектом познания, его свойствами и закономерностями. Более точно меру, степень и границы объективности истины удается выразить с помощью понятий абсолютной и относительной истины. Подчеркнем, что речь идет о разных аспектах одной и той же истины — одновременно объективной, абсолютной и относительной, а не о разных истинах.

Абсолютность истины полностью совпадает с ее объективностью. Объективная истина абсолютна в том смысле, что она представляет собой ту часть человеческого знания, которая обогащается и постоянно подтверждается последующим развитием науки и практики, а не опровергается ими. Абсолютная истина — точное, полное отражение действительности, это вечная истина. Примерами абсолютных истин являются не только констатации отдельных фактов (например, Д.И. Менделеев — великий русский ученый и гражданин России), но и фундаментальные научные положения, принципы, законы, которые при уточнении границ их действия (их истинности) остаются вечными завоеваниями науки.

Однако всякая истина, будучи в своей основе объективной и абсолютной, выражается нашим сознанием и языком всегда в форме относительной истины, означающей лишь ограниченно верное знание. Понять единство абсолютной и относительной истины — значит понять включенность в истину ее противоположности — заблуждения. Объективная истина относительна, во-первых, потому, что отражает объект в определенных условиях, вследствие чего в других условиях она может быть применима не полностью, а лишь частично или вообще не может быть применима. Во-вторых, истина оказывается относительной и в данных границах. Никакой объект или процесс никогда не может быть познан до конца вследствие бесконечной сложности, неисчерпаемости его структуры и свойств. Это означает бесконечность познания, отсутствие пределов, границ, за которыми нечего было бы познавать, но никак не невозможность познания.

Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. «Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания». Таково, например, соотношение классической механики (механики Галилея—Ньютона), релятивистской механики и квантовой механики. Новые теории ограничивают сферу применимости старых, но не отменяют их полностью.