1. Обострение проблемы сознания в современной науке и философии
Проблема сознания и его отношения к материи в конце XX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в начале XX в. характерно было субъективно-идеалистическое понимание под бытием и сознанием, в конце концов, простых человеческих ощущений, зашифрованных под именем третьих, нейтральных по отношению к материи и сознанию элементов (якобы одновременно и нематериальных, и неидеальных, но фактически трактуемых то как физические, то как психические явления). Сейчас же, накануне XXI в. сознание часто рассматривается в качестве самостоятельной реальности (физической или информационной). При этом сознание превращается либо в особый вид материи и тем самым фактически отождествляется с материей, либо полностью отрывается не только от человека, но и от материи вообще. Очевидно, что второй вариант фактически означает возврат на позиции классического объективного идеализма.
В первом же случае, когда сознание отождествляется с определенными физическими, энергетическими и информационными процессами именно как с разновидностями материальных явлений, фактически остается только материя, а сознание как таковое, как идеальное явление просто-напросто ликвидируется. Такую позицию еще с прошлого века принято называть вульгарно-материалистической за грубое упрощение (неизбежно влекущее искажение) связи сознания с мозгом, телом человека, за рассмотрение сознания хотя и как особого, но все-таки всего лишь как одного из физиологических процессов (наподобие кроветворения, выделения желчи, мочи и т.п.). Психология и познание мышления сводятся здесь к физиологии.
Современное сведение психологии и гносеологии к физическим теориям вакуумных или торсионных полей, информационно-кибернетическим моделям, суперголограммам и т.п. привлекательнее допускавшегося в XIX в. отождествления мысли с желчью, но в принципе остается не менее ошибочным. Тем более, что некоторые из подобных идей в рамках самой физики и других естественных (и технических) наук остаются на уровне сомнительных гипотез, а не достоверных и надежно обоснованных теорий. В современной литературе сторонников таких взглядов именуют «научными материалистами» (по сути же это — осовремененный «вульгарный материализм»).
Физикалистские представления опираются на успехи в моделировании «искусственного интеллекта», на генетическую обусловленность некоторых элементов психики человека, на неразрывность мышления, сознания с физиологическим функционированием мозга. Учение о сознании (есть смысл снова подчеркнуть) превращается здесь в часть физики или физиологии, духовные состояния непосредственно отождествляются с телесными, психические - с физиологическими. Подобные естественно-материалистические взгляды высказывались и много ранее, но на уровне знания своего исторического времени.
В последние десятилетия особенно показательны представления о сознании как явлении надчеловеческом, причем как в религиозно-идеалистическом, так и материалистическом вариантах. В этих случаях сознание называют «живым телом космоса», «всепроникающим эфиром», «информационным полем космоса» и т.п. В связи с этим предпринимаются попытки естественнонаучного обоснования взаимодействия разума человека с «космическим разумом», например, методом «трансцендентальной медитации». Под влиянием теории относительности и квантовой физики по аналогии с ними создается «релятивистская квантовая психология». Из признания космической природы сознания следует, что его происхождение не связано с антропогенезом. Сознание начинает представляться или вечно существующим разумом Вселенной, или созданным какими-то глобальными процессами, какими-то высшими силами. Предпринята попытка совместить с материализмом идею вечного (информационного) бытия человека, внеличностного его бессмертия.
Всеобщее внимание привлекают в последние десятилетия так называемые экстрасенсы, или псиодаренные люди, проблемы использования в добрых и злых, мирных и военных целях необычных пси-способностей человека. Думают о способах искусственного усиления этих способностей и даже о создании их технических аналогов — разного рода боевых психотронных устройств (генераторов). Известные парапсихологи США Р. Тарч и К. Харари писали в 1985 г., что практическая значимость пси-феноменов мала, но они важны для понимания человека и мира вокруг него. Настоящих экстрасенсов мало — к такому выводу приходят все добросовестные исследователи.
Парапсихологию определяют так: это область науки, имеющая дело с изучением пси-коммуникаций, т.е. с исследованием тех дистантных связей живого организма с окружающей средой, которые получили название экстрасенсомоторных (поскольку они проявляются помимо органов чувств и мускульных усилий). Понятие «пси» включает в себя экстрасенсорную перцепцию (ЭСП), т.е. внечувственное восприятие и психокинез (ПК), под которым понимается воздействие на предметы и ход физических процессов без приложения мускульных усилий или использования технических средств. Пси-явления определяются как события, произошедшие благодаря включению фактора пси. Термин «парапсихология» возник еще в прошлом веке, но в современном значении стал употребляться с 1937 г., когда вышел первый номер «Журнала парапсихологии» (США).
Активно используется сейчас и термин «психотроника». Что это такое? Вот одно из определений: психотроника — «это междисциплинарная область научных знаний, которая изучает опосредованные сознанием и процессами восприятия дистантные взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой». Эта наука теоретически обосновывает способы создания психотронных генераторов, она возникла в 70-е годы XX в. Психотронике свойственно стремление преимущественно к техническим и технологическим подходам и решениям, в ней активны физики и инженеры. А в парапсихологии основная роль принадлежит психологам, биологам, физиологам, представителям медицины. Используется и термин «биоэнергоинформатика». Это наука, которая исследует те же «непонятные» биофизические явления, рассматривая их как частный случай слабых или тонких экологических связей. В парапсихологии этим связям соответствуют пси-явления. Проблемы указанной области знания актуальны и заслуживают тщательного исследования, здесь по-прежнему еще много неясного и предположительного.
Очень своевременным представляется следующее предостережение видного нашего ученого, специалиста в области физиологии высшей нервной деятельности, действительного члена Российской академии наук, широко и вместе с тем осторожно мыслящего человека П.В. Симонова. «Успехи современного естествознания так велики и очевидны, что практически ни один чудотворец наших дней не может устоять перед соблазном опереться на его достижения. "Научная упаковка" резко повышает рыночную цену его услуг. Так появляются всякого рода спинорные, лептонные и торсионные поля, психотроника, психоэнергетическое воздействие и энергоинформационный обмен.
Весьма импонируют целителям появляющиеся в средствах массовой информации сообщения о "научных исследованиях" экстрасенсов... Отметим, во всех случаях, где исследование было проведено достаточно корректно, результат оказался неизменно отрицательным. При тщательном обследовании 217 лиц, считающих себя экстрасенсами, в Институте радиотехники и электроники РАН у этих лиц не обнаружено физических полей - термических, электромагнитных, акустических и т.п., отличных от полей контрольных ("обычных") субъектов ("Вестник гипнологии и психотерапии", 1993, № 1). Экстрасенсорное воздействие на оператора не повлияло на обнаружение им зашумленного звукового сигнала ("Вестник МГУ", сер. 14; "Психология", 1994. № 1). При обследовании 145 лиц, смотревших сеансы Кашпировского, улучшение самочувствия отмечено у 9, в том числе у 6 страдающих неврозом ("Журнал невропатологии и психиатрии", 1992, № 2), что можно отнести к обычному психотерапевтическому эффекту.
Разумеется, в мире есть множество непознанных наукой явлений. Но наука как вид человеческой деятельности существует до тех пор, пока руководствуется презумпцией доказанного, подобно тому, как закон и право опираются на принцип презумпции невиновности. Отказы от требования воспроизводимости результатов эксперимента, от требования не прибегать к новым версиям, пока не исчерпаны объяснения, основанные на том, что достоверно установлено ранее, - разрушительны для науки как способа познания окружающей человека действительности. И кто, как не подлинно научная философия, привьет биологу и медику иммунитет к восприятию психоэнергетической тарабарщины? Мог ли предполагать великий автор "Плодов просвещения" Л.Н. Толстой, что "медиумическая энергия", приводившая в трепет его персонажей, воскреснет на основе "космобиоритмики, реликтовых нейтрино и холодного биологического термояда"!»
- Введение
- Раздел I естествознание в системе науки и культуры
- Глава 1
- Наука как форма знания и как социальный институт
- 1. Наука как высшая форма знания
- 2. Объективная истина — вечный идеал науки
- 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 4. Наука как социальный институт
- Глава 2 формы и методы научного познания
- 1. Формы научного знания
- 2. Методы научного познания
- Глава 3 происхождение науки
- 1. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологии
- 2. Зарождение эмпирического научного знания
- 3. Античная философия как первая форма собственно теоретической науки
- Глава 4 развитие естествознания от античности до начала XX в. Революции в науке
- 1. Античный и средневековый периоды развития естествознания
- 2. Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике
- 3. Развитие естествознания в XVIII—XIX вв. Процесс теоретизации наук о природе
- 4. Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства
- Глава 5 естествознание и научная картина мира
- 1. Понятие научной картины мира
- 2. Историческая смена физических картин мира
- 3. Современная научная картина мира
- Глава 6 общая панорама современного естествознания
- 1. Естествознание в аспекте научно-технической революции
- 2. Соотношение дифференциации и интеграции научного знания
- 3. Проблема классификации наук
- Глава 7 естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества
- 1. Общее понятие культуры
- 2. Наука — ведущая форма культуры XX века
- 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 4. Субъективно-ценностные аспекты научного познания. Социальная ответственность ученых
- Глава 8 современная наука и мистицизм
- 1. Общее понятие мистики
- 2. Социально-мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма
- 3. Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание
- Раздел II современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Глава 9
- Научное познание мира «вглубь» и «вширь». Специальная и общая теории относительности
- 1. Научное познание мира «вглубь» и «вширь»
- 2. Специальная и общая теории относительности: физическое содержание и мировоззренческое значение
- 3. Развитие принципа относительности при переходе от механики Галилея—Ньютона к релятивистской картине мира
- Глава 10 квантовая физика: становление, эволюция, принципы
- 1. Формирование квантовой физики. Специфика ее законов и принципов
- 2. Об особом смысле понятий «элементарность», «простое—сложное», «деление», «состоит из»
- 3. Многообразие и единство элементарных частиц. Проблема их классификации
- Глава 11 от микро- к макромиру. От физики и химии к геологии и биологии
- 1. Мир атомов, молекул и химизма
- 2. От физики и химии к геологии и биологии
- Глава 12 мегамир в его многообразии и единстве
- 1. Мегамир, его состав и строение
- 2. Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд
- Глава 13 проблема «начала» и «конца» вселенной
- 1. Принцип несотворимости и неучтожимости материи
- 2. Проблема «тепловой смерти» Вселенной
- 3. Возможна ли единая физическая теория мира в целом?
- Глава 14 влияние космоса на земные процессы. Человек во вселенной
- 1. Земля как элемент Солнечной системы
- 2. Космизм как особая форма мировоззрения
- 3. Солнечная активность и исторические события
- Глава 15
- 2. Синергетика как общая наука о самоорганизации систем
- Раздел III современное естествознание о живой природе
- Глава 16 проблема сущности жизни
- 1. Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи
- 2. Клетка — структурная и функциональная единица живого
- Глава 17 проблема происхождения жизни на земле
- 1. Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- 2. Гипотеза а.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни
- 3. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни
- 4. Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем
- Глава 18 эволюция жизни и ее отражение в учениях ж.Б. Ламарка и ч. Дарвина
- 1. Исторические этапы развития жизни
- 2. Ламаркистская эволюционная гипотеза
- 3. Сущность дарвиновской эволюционной теории
- Глава 19 проблема прогресса в живой природе
- 1. Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- 2. Четыре толкования прогресса в живой природе
- 3. Развитие дарвинистской концепции биологического прогресса
- 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали
- Глава 20 генетика и эволюционное учение
- 1. Генетика как наука, ее основные понятия
- 2. Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций
- 3. Генетическая (генная) и клеточная инженерия
- Глава 21 экология как наука. Структура и эволюция биосферы в целом
- 1. Дарвинизм и экология
- 2. Структура биосферы и закономерности эволюционного процесса
- 3. Современная синтетическая теория эволюции
- Раздел IV современная наука о природных началах бытия человека
- Глава 22
- Естественное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза
- 1. Место человека в научной классификации живых существ. Отличительные признаки человека
- 2. Отряд приматов и человек как его высший представитель
- 3. Этапы становления и эволюции человека
- 4. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- Глава 23 современная наука о сущности и истоках человеческого сознания
- 1. Обострение проблемы сознания в современной науке и философии
- 2. Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики
- 3. От психики животных к сознанию и речи человека
- Глава 24 структура субъективного мира человека, его психической и мыслительной деятельности
- 1. Эмоции, чувства и интеллект
- 2. Сознание и самосознание
- 3. Сознательное и бессознательное
- Глава 25 мозг и сознание, телесное и психическое
- 1. Неразрывность мозга (органа мышления) и сознания (функции мозга)
- 2. Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей
- 3. Психическое управление телесными, соматическими процессами
- 4. Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Глава 26 генетика человека. Биологическое и социальное в человеке
- 1. Генетика человека
- 2. Сотношение биологического и социального в человеке
- Глава 27 проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности
- 1. Здоровье
- 2. Здоровый образ жизни
- 3. Демографические и другие глобальные проблемы современности
- Заключение