2. Четыре толкования прогресса в живой природе
-
Первым проблему прогресса живой природы поставил в начале XIX в. Ж.Б. Ламарк. В его концепции - ламаркизме — важно то, что признается само наличие прогресса в живой природе и одной из ее закономерностей считается прогрессивная направленность эволюции. Но причину прогресса Ламарк усматривал не во взаимодействиях организмов со средой, а в их «внутреннем стремлении» к усовершенствованию. Это автогенетическая и телеологическая концепция. «Прогрессивные» черты строения организмов отрывались Ламарком от «приспособительных» и противопоставлялись им. Внешние условия, по Ламарку, оказывались помехой реализации внутренних целей и стремлений организмов к самосовершенствованию. Ламаркистская концепция биологического прогресса была не только телеологической, но и теологической. Он прямо писал, что прогрессивная эволюция и ее законы «насаждены верховным творцом всего сущего». Некоторые сторонники Ламарка считали, что живое стремится к организации человека, т.е. рассматривали прогресс живой природы с позиций антропоцентризма.
-
Второе толкование прогресса в живой природе по праву называют дарвинистским, хотя сам Ч. Дарвин подробно не занимался этой проблемой, считая биологию своего времени не созревшей для ее решения. Это направление оформилось лишь в 30-х годах XX в. В дарвинизме прогресс рассматривается как следствие приспособления организмов к изменяющимся условиям среды, как главная форма приспособительной эволюции. По своему происхождению прогрессивные изменения ничем не отличаются от любых других приспособительных. Естественный отбор — главный механизм прогресса. Но различные приспособления по своему значению для эволюции неравноценны: одни сохраняют значение в самых различных условиях, являются почти универсальными, а другие пригодны лишь для весьма ограниченных целей. В основе прогресса живой природы лежит накопление именно приспособлений широкого биологического значения, обеспечивающих сохранение и расширение жизни в разнообразных условиях.
3. Третье толкование прогресса называют релятивистским. Понятия прогресса и регресса в этом случае фактически отрицаются, поскольку все критерии для их различения якобы чисто субъективны, связаны с произвольным выбором признаков для сравнения. Защитники релятивистского понимания развития правильно критикуют антропоцентризм и телеологизм ламаркистской трактовки прогресса и отвергают ее. Но они отрицают и сам прогресс. С их точки зрения, все предложенные критерии прогресса односторонни, неубедительны, свидетельствуют лишь о «вкусе», «мнении», о произвольном выборе признаков для сравнения. Так, по темпу накопления живого вещества на вершине эволюции должны быть помещены бактерии; по способности к полету - птицы; по наиболее эффективному соотношению массы тела к способности производить работу — насекомые и т.п. При таком подходе на вопрос «кто выше организован?» следует ответить вопросом же «а по какому признаку?». Поскольку же каждый организм имеет множество признаков, можно построить соответствующее множество классификаций, в которых один и тот же вид организмов будет занимать разные места. Все подобные классификации объявляются равноценными, вследствие чего сама проблема прогресса организации живого теряет научный смысл. Такой подход убедителен лишь на первый взгляд. Ведь сравнивать виды организмов надо с учетом их целостности, а не мозаичности, беря в комплексе все ведущие признаки, а не отрывая их друг от друга.
4. Согласно четвертому толкованию главной закономерностью эволюции надо считать не прогресс, а регресс. Это ламаркизм наоборот, поскольку здесь эволюция оценивается как растрата жизненной энергии, «нарастающее обеднение наследственной основы».
- Введение
- Раздел I естествознание в системе науки и культуры
- Глава 1
- Наука как форма знания и как социальный институт
- 1. Наука как высшая форма знания
- 2. Объективная истина — вечный идеал науки
- 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 4. Наука как социальный институт
- Глава 2 формы и методы научного познания
- 1. Формы научного знания
- 2. Методы научного познания
- Глава 3 происхождение науки
- 1. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологии
- 2. Зарождение эмпирического научного знания
- 3. Античная философия как первая форма собственно теоретической науки
- Глава 4 развитие естествознания от античности до начала XX в. Революции в науке
- 1. Античный и средневековый периоды развития естествознания
- 2. Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике
- 3. Развитие естествознания в XVIII—XIX вв. Процесс теоретизации наук о природе
- 4. Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства
- Глава 5 естествознание и научная картина мира
- 1. Понятие научной картины мира
- 2. Историческая смена физических картин мира
- 3. Современная научная картина мира
- Глава 6 общая панорама современного естествознания
- 1. Естествознание в аспекте научно-технической революции
- 2. Соотношение дифференциации и интеграции научного знания
- 3. Проблема классификации наук
- Глава 7 естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества
- 1. Общее понятие культуры
- 2. Наука — ведущая форма культуры XX века
- 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 4. Субъективно-ценностные аспекты научного познания. Социальная ответственность ученых
- Глава 8 современная наука и мистицизм
- 1. Общее понятие мистики
- 2. Социально-мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма
- 3. Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание
- Раздел II современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Глава 9
- Научное познание мира «вглубь» и «вширь». Специальная и общая теории относительности
- 1. Научное познание мира «вглубь» и «вширь»
- 2. Специальная и общая теории относительности: физическое содержание и мировоззренческое значение
- 3. Развитие принципа относительности при переходе от механики Галилея—Ньютона к релятивистской картине мира
- Глава 10 квантовая физика: становление, эволюция, принципы
- 1. Формирование квантовой физики. Специфика ее законов и принципов
- 2. Об особом смысле понятий «элементарность», «простое—сложное», «деление», «состоит из»
- 3. Многообразие и единство элементарных частиц. Проблема их классификации
- Глава 11 от микро- к макромиру. От физики и химии к геологии и биологии
- 1. Мир атомов, молекул и химизма
- 2. От физики и химии к геологии и биологии
- Глава 12 мегамир в его многообразии и единстве
- 1. Мегамир, его состав и строение
- 2. Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд
- Глава 13 проблема «начала» и «конца» вселенной
- 1. Принцип несотворимости и неучтожимости материи
- 2. Проблема «тепловой смерти» Вселенной
- 3. Возможна ли единая физическая теория мира в целом?
- Глава 14 влияние космоса на земные процессы. Человек во вселенной
- 1. Земля как элемент Солнечной системы
- 2. Космизм как особая форма мировоззрения
- 3. Солнечная активность и исторические события
- Глава 15
- 2. Синергетика как общая наука о самоорганизации систем
- Раздел III современное естествознание о живой природе
- Глава 16 проблема сущности жизни
- 1. Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи
- 2. Клетка — структурная и функциональная единица живого
- Глава 17 проблема происхождения жизни на земле
- 1. Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- 2. Гипотеза а.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни
- 3. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни
- 4. Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем
- Глава 18 эволюция жизни и ее отражение в учениях ж.Б. Ламарка и ч. Дарвина
- 1. Исторические этапы развития жизни
- 2. Ламаркистская эволюционная гипотеза
- 3. Сущность дарвиновской эволюционной теории
- Глава 19 проблема прогресса в живой природе
- 1. Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- 2. Четыре толкования прогресса в живой природе
- 3. Развитие дарвинистской концепции биологического прогресса
- 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали
- Глава 20 генетика и эволюционное учение
- 1. Генетика как наука, ее основные понятия
- 2. Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций
- 3. Генетическая (генная) и клеточная инженерия
- Глава 21 экология как наука. Структура и эволюция биосферы в целом
- 1. Дарвинизм и экология
- 2. Структура биосферы и закономерности эволюционного процесса
- 3. Современная синтетическая теория эволюции
- Раздел IV современная наука о природных началах бытия человека
- Глава 22
- Естественное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза
- 1. Место человека в научной классификации живых существ. Отличительные признаки человека
- 2. Отряд приматов и человек как его высший представитель
- 3. Этапы становления и эволюции человека
- 4. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- Глава 23 современная наука о сущности и истоках человеческого сознания
- 1. Обострение проблемы сознания в современной науке и философии
- 2. Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики
- 3. От психики животных к сознанию и речи человека
- Глава 24 структура субъективного мира человека, его психической и мыслительной деятельности
- 1. Эмоции, чувства и интеллект
- 2. Сознание и самосознание
- 3. Сознательное и бессознательное
- Глава 25 мозг и сознание, телесное и психическое
- 1. Неразрывность мозга (органа мышления) и сознания (функции мозга)
- 2. Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей
- 3. Психическое управление телесными, соматическими процессами
- 4. Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Глава 26 генетика человека. Биологическое и социальное в человеке
- 1. Генетика человека
- 2. Сотношение биологического и социального в человеке
- Глава 27 проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности
- 1. Здоровье
- 2. Здоровый образ жизни
- 3. Демографические и другие глобальные проблемы современности
- Заключение