logo

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Вслед за делением культуры на материальную и духовную в XX в. установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Гуманитарные науки, конечно, имеют свою специфику в сравнении с естествознанием. Гуманитарное знание тесно связано с герменевтикой как искусством истолкования текстов, проникновения во внутренний мир другого индивида, понимания его мыслей и переживаний. Здесь познавательное отношение неотделимо от ценностного, объективное знание — от субъективно-пристрастных оценок.

Но определенное различие естествознания и гуманитарного знания не отменяет наличия и сходства между ними, общих закономерностей развития тех и других. Как и в естествознании, в гуманитарных науках усиливаются интеграционные процессы и за счет прямых связей между ними, и за счет общих методов исследования. Обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований (компьютеризация, разнообразное оборудование психологических лабораторий, использование радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и т.п.). Тем самым устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными науками, которые тоже заинтересованы в этом. Так, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания. Все большее значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов и философов в сфере этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок.

Традиционно бытует деление культуры и интеллигенции на научную и художественную. Причем лишь художественную интеллигенцию принято считать творческой. С этим нельзя согласиться, так как научным исследованиям тоже несомненно присущ творческий характер. Указанные формы культуры и соответствующие группы деятелей культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу и оправдывать реально проявляющийся отрыв их друг от друга. В своей общечеловеческой сути и основе культура едина при всем многообразии ее разновидностей.

Не только в эпоху Возрождения, но и в более поздние века одни и те же творцы достигли высот и в науке, и в искусстве - Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.В. Гете, А.П. Бородин (ученый-химик и знаменитый композитор), И.А. Ефремов (ученый-палеонтолог и писатель). Многие ученые прошлого и настоящего были и являются знатоками искусства, некоторые оставили заметный след и в естественных, и в гуманитарных науках. П.А. Флоренского за разносторонность интересов называли Леонардо да Винчи XX века. А.Л. Чижевский, например, — основоположник науки о влиянии солнечных процессов на земные события, в том числе на социальные потрясения - известен и как историк. Из ныне живущих, например, академик И.Р. Шафаревич - крупнейший математик, историк, обществовед; академик Б.В. Раушенбах, один из теоретиков космонавтики, — знаток русской истории, иконописи, богословия.

Профессор-физик и поэт, автор 12 поэтических сборников В.Ф. Ноздрев составил целую книгу из поэтических произведений русских ученых (естествоиспытателей и специалистов в области техники) - М.В. Ломоносова, декабриста Г.С. Ба-тенькова (разностороннего специалиста — астронома, геолога, этнографа, языковеда), А.П. Бородина, Г.М. Кржижановского, H.A. Морозова, А.П. Семенова-Тян-Шанского, В.П. Филатова, А.Л. Чижевского, A.C. Серебровского, А.Н. Несмеянова, Д.И. Блохинцева, Н.П. Дубинина, O.K. Антонова и многих других. Составитель отмечает, что общим для поэзии ученых-поэтов, включенных в сборник, является взволнованный патриотизм, любовь к Родине. Особенно поразителен подвиг ученого-энциклопедиста H.A. Морозова, 30 лет проведшего в заключении при царизме — 20 из них в Шлиссельбургской крепости, а во время Великой Отечественной войны в 87 лет (!) тайком от родных «сбежавшего» на фронт и принимавшего участие в боях на Волховском направлении.

В.Ф. Ноздрев обоснованно считает органической и плодотворной связь между наукой и искусством (в частности, поэзией). «Работа в области поэзии дает сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимыми факторами успешной работы ученого в науке. С другой стороны, творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, значительно повышает общую культуру личности, а следовательно, и эрудицию. Сочетание в одном лице ученого и поэта порождает комплексное мироощущение, расширяющее наши возможности всестороннего познания мира одновременным проникновением в его тайны и разумом и чувством. Поэтому противоестественно отрывать их друг от друга. Мы уже не говорим о том, что само поэтическое отношение к жизни, поэтическое мироощущение является могучим стимулом к творчеству».

Не только наука влияет на многие аспекты жизни людей, но и сама она испытывает многообразные воздействия со стороны других сфер культуры, даже со стороны религии. В силу зависимости от политики, идеологии и социальной психологии ученые во многих случаях терпимы по отношению к религии, хотя по своим исходным установкам наука и религия остаются несовместимыми.