3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Вслед за делением культуры на материальную и духовную в XX в. установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Гуманитарные науки, конечно, имеют свою специфику в сравнении с естествознанием. Гуманитарное знание тесно связано с герменевтикой как искусством истолкования текстов, проникновения во внутренний мир другого индивида, понимания его мыслей и переживаний. Здесь познавательное отношение неотделимо от ценностного, объективное знание — от субъективно-пристрастных оценок.
Но определенное различие естествознания и гуманитарного знания не отменяет наличия и сходства между ними, общих закономерностей развития тех и других. Как и в естествознании, в гуманитарных науках усиливаются интеграционные процессы и за счет прямых связей между ними, и за счет общих методов исследования. Обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований (компьютеризация, разнообразное оборудование психологических лабораторий, использование радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и т.п.). Тем самым устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными науками, которые тоже заинтересованы в этом. Так, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания. Все большее значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов и философов в сфере этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок.
Традиционно бытует деление культуры и интеллигенции на научную и художественную. Причем лишь художественную интеллигенцию принято считать творческой. С этим нельзя согласиться, так как научным исследованиям тоже несомненно присущ творческий характер. Указанные формы культуры и соответствующие группы деятелей культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу и оправдывать реально проявляющийся отрыв их друг от друга. В своей общечеловеческой сути и основе культура едина при всем многообразии ее разновидностей.
Не только в эпоху Возрождения, но и в более поздние века одни и те же творцы достигли высот и в науке, и в искусстве - Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.В. Гете, А.П. Бородин (ученый-химик и знаменитый композитор), И.А. Ефремов (ученый-палеонтолог и писатель). Многие ученые прошлого и настоящего были и являются знатоками искусства, некоторые оставили заметный след и в естественных, и в гуманитарных науках. П.А. Флоренского за разносторонность интересов называли Леонардо да Винчи XX века. А.Л. Чижевский, например, — основоположник науки о влиянии солнечных процессов на земные события, в том числе на социальные потрясения - известен и как историк. Из ныне живущих, например, академик И.Р. Шафаревич - крупнейший математик, историк, обществовед; академик Б.В. Раушенбах, один из теоретиков космонавтики, — знаток русской истории, иконописи, богословия.
Профессор-физик и поэт, автор 12 поэтических сборников В.Ф. Ноздрев составил целую книгу из поэтических произведений русских ученых (естествоиспытателей и специалистов в области техники) - М.В. Ломоносова, декабриста Г.С. Ба-тенькова (разностороннего специалиста — астронома, геолога, этнографа, языковеда), А.П. Бородина, Г.М. Кржижановского, H.A. Морозова, А.П. Семенова-Тян-Шанского, В.П. Филатова, А.Л. Чижевского, A.C. Серебровского, А.Н. Несмеянова, Д.И. Блохинцева, Н.П. Дубинина, O.K. Антонова и многих других. Составитель отмечает, что общим для поэзии ученых-поэтов, включенных в сборник, является взволнованный патриотизм, любовь к Родине. Особенно поразителен подвиг ученого-энциклопедиста H.A. Морозова, 30 лет проведшего в заключении при царизме — 20 из них в Шлиссельбургской крепости, а во время Великой Отечественной войны в 87 лет (!) тайком от родных «сбежавшего» на фронт и принимавшего участие в боях на Волховском направлении.
В.Ф. Ноздрев обоснованно считает органической и плодотворной связь между наукой и искусством (в частности, поэзией). «Работа в области поэзии дает сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимыми факторами успешной работы ученого в науке. С другой стороны, творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, значительно повышает общую культуру личности, а следовательно, и эрудицию. Сочетание в одном лице ученого и поэта порождает комплексное мироощущение, расширяющее наши возможности всестороннего познания мира одновременным проникновением в его тайны и разумом и чувством. Поэтому противоестественно отрывать их друг от друга. Мы уже не говорим о том, что само поэтическое отношение к жизни, поэтическое мироощущение является могучим стимулом к творчеству».
Не только наука влияет на многие аспекты жизни людей, но и сама она испытывает многообразные воздействия со стороны других сфер культуры, даже со стороны религии. В силу зависимости от политики, идеологии и социальной психологии ученые во многих случаях терпимы по отношению к религии, хотя по своим исходным установкам наука и религия остаются несовместимыми.
- Введение
- Раздел I естествознание в системе науки и культуры
- Глава 1
- Наука как форма знания и как социальный институт
- 1. Наука как высшая форма знания
- 2. Объективная истина — вечный идеал науки
- 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 4. Наука как социальный институт
- Глава 2 формы и методы научного познания
- 1. Формы научного знания
- 2. Методы научного познания
- Глава 3 происхождение науки
- 1. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологии
- 2. Зарождение эмпирического научного знания
- 3. Античная философия как первая форма собственно теоретической науки
- Глава 4 развитие естествознания от античности до начала XX в. Революции в науке
- 1. Античный и средневековый периоды развития естествознания
- 2. Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике
- 3. Развитие естествознания в XVIII—XIX вв. Процесс теоретизации наук о природе
- 4. Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства
- Глава 5 естествознание и научная картина мира
- 1. Понятие научной картины мира
- 2. Историческая смена физических картин мира
- 3. Современная научная картина мира
- Глава 6 общая панорама современного естествознания
- 1. Естествознание в аспекте научно-технической революции
- 2. Соотношение дифференциации и интеграции научного знания
- 3. Проблема классификации наук
- Глава 7 естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества
- 1. Общее понятие культуры
- 2. Наука — ведущая форма культуры XX века
- 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 4. Субъективно-ценностные аспекты научного познания. Социальная ответственность ученых
- Глава 8 современная наука и мистицизм
- 1. Общее понятие мистики
- 2. Социально-мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма
- 3. Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание
- Раздел II современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Глава 9
- Научное познание мира «вглубь» и «вширь». Специальная и общая теории относительности
- 1. Научное познание мира «вглубь» и «вширь»
- 2. Специальная и общая теории относительности: физическое содержание и мировоззренческое значение
- 3. Развитие принципа относительности при переходе от механики Галилея—Ньютона к релятивистской картине мира
- Глава 10 квантовая физика: становление, эволюция, принципы
- 1. Формирование квантовой физики. Специфика ее законов и принципов
- 2. Об особом смысле понятий «элементарность», «простое—сложное», «деление», «состоит из»
- 3. Многообразие и единство элементарных частиц. Проблема их классификации
- Глава 11 от микро- к макромиру. От физики и химии к геологии и биологии
- 1. Мир атомов, молекул и химизма
- 2. От физики и химии к геологии и биологии
- Глава 12 мегамир в его многообразии и единстве
- 1. Мегамир, его состав и строение
- 2. Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд
- Глава 13 проблема «начала» и «конца» вселенной
- 1. Принцип несотворимости и неучтожимости материи
- 2. Проблема «тепловой смерти» Вселенной
- 3. Возможна ли единая физическая теория мира в целом?
- Глава 14 влияние космоса на земные процессы. Человек во вселенной
- 1. Земля как элемент Солнечной системы
- 2. Космизм как особая форма мировоззрения
- 3. Солнечная активность и исторические события
- Глава 15
- 2. Синергетика как общая наука о самоорганизации систем
- Раздел III современное естествознание о живой природе
- Глава 16 проблема сущности жизни
- 1. Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи
- 2. Клетка — структурная и функциональная единица живого
- Глава 17 проблема происхождения жизни на земле
- 1. Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- 2. Гипотеза а.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни
- 3. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни
- 4. Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем
- Глава 18 эволюция жизни и ее отражение в учениях ж.Б. Ламарка и ч. Дарвина
- 1. Исторические этапы развития жизни
- 2. Ламаркистская эволюционная гипотеза
- 3. Сущность дарвиновской эволюционной теории
- Глава 19 проблема прогресса в живой природе
- 1. Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- 2. Четыре толкования прогресса в живой природе
- 3. Развитие дарвинистской концепции биологического прогресса
- 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали
- Глава 20 генетика и эволюционное учение
- 1. Генетика как наука, ее основные понятия
- 2. Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций
- 3. Генетическая (генная) и клеточная инженерия
- Глава 21 экология как наука. Структура и эволюция биосферы в целом
- 1. Дарвинизм и экология
- 2. Структура биосферы и закономерности эволюционного процесса
- 3. Современная синтетическая теория эволюции
- Раздел IV современная наука о природных началах бытия человека
- Глава 22
- Естественное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза
- 1. Место человека в научной классификации живых существ. Отличительные признаки человека
- 2. Отряд приматов и человек как его высший представитель
- 3. Этапы становления и эволюции человека
- 4. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- Глава 23 современная наука о сущности и истоках человеческого сознания
- 1. Обострение проблемы сознания в современной науке и философии
- 2. Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики
- 3. От психики животных к сознанию и речи человека
- Глава 24 структура субъективного мира человека, его психической и мыслительной деятельности
- 1. Эмоции, чувства и интеллект
- 2. Сознание и самосознание
- 3. Сознательное и бессознательное
- Глава 25 мозг и сознание, телесное и психическое
- 1. Неразрывность мозга (органа мышления) и сознания (функции мозга)
- 2. Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей
- 3. Психическое управление телесными, соматическими процессами
- 4. Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Глава 26 генетика человека. Биологическое и социальное в человеке
- 1. Генетика человека
- 2. Сотношение биологического и социального в человеке
- Глава 27 проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности
- 1. Здоровье
- 2. Здоровый образ жизни
- 3. Демографические и другие глобальные проблемы современности
- Заключение