1.2. Месте науки в системе культуры и ее структура
Наука постигается не для того, чтобы с ее помощью нажить богатство. Наоборот, богатство должно служить развитию науки. Абай Кунанбаев
В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способ-
14
ности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture.) означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры (рис. 1.1). Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности — мифология, в Средневековье — религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки.
Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим:
- от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Достаточно вспомнить мифических богов и героев у древних греков, чтобы
15
представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — бог морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.);
от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;
от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;
от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку;
от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;
от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;
от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.
Наука — это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой
16
вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.
Как многофункциональное явление наука представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук (рис. 1.2).
Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
17
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio — понимание, система. Концепция, во-первых, — это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, — это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.
- Концепции современного естествознания
- Рецензенты:
- Ihtik.Lib.Ru
- Глава 1. Естествозн ан и е как единая наука о природе
- 1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
- 1.2. Месте науки в системе культуры и ее структура
- 1.3. Характерные черты науки
- 1.4. Естествознание - фундаментальная наука
- Глава 2. Характеристика естественно-научного познания
- 2.1. Структура научного познания
- 2.2. Основные методы научного исследования
- 2.3. Динамика развития науки. Принцип соответствия
- Глава 3. Важнейшие этапы развития естествознания
- 3.1. Система мира ангинных философов
- 3.2. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира
- 3.3. Механистическая и электромагнитная картины мира
- 3.4. Современная естественно-научная картина мира
- Глава 4. Концепция относительности пространства и времени
- 4.1. Понятие пространства и времени
- 4.2. Измерение времени
- 4.3. Пространство и время в специальной теории относительности
- 4.4. Общая теория относительности о пространстве и времени
- Глава 5. Строение материального мира
- 5.1. Структурное строение материального мира
- 5.2. Краткая характеристика микромира
- 5.3. Краткая характеристика макромира
- 5.4. Краткая характеристика мегамира
- Глава 6. Взаимодействия и движение структур мира
- 6.1. Четыре вида взаимодействий и их характеристика
- 6.2. Концепции близкодействия и дальнодействия
- 6.3. Вещество, поле, вакуум. Принцип суперпозиции
- 6.4. Фундаментальные постоянные мироздания
- 6.5. Антропный космологический принцип
- 6.6. Характер движения структур мира
- Глава 7. Основные закономерности микромира
- 7.1. Элементарные частицы
- 7.2. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов
- 7.3. Концепция дополнительности
- 7.4. Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности
- 7.5. Электронная оболочка атома
- Глава 8. Концепции вещества и энергии
- 8.1. Многообразие форм материи
- 8.2. Вещество и его состояния
- 8.3. Энергия и ее проявления в природе
- 8.4. Законы сохранения в природе
- 8.5. Законы сохранения и принципы симметрии
- Глава 9. Состав, структура и взаимопревращения веществ
- 9.1. Концептуальные уровни в познании веществ
- 9.2. Состав вещества и химические системы
- 9.3. Структура вещества и его свойства
- 9.4. Химические процессы
- 9.5. Эволюция химических систем и перспективы химии
- Глава 10. Природа мегамира
- 10.1. Расстояния и размеры в мегамире
- 10.2. Земля как планета и природное тело
- 10.3. Состав и строение Солнечной системы
- 10.4. Солнце, звезды и межзвездная среда
- 10.5. Галактики
- Глава 11. Характер естествен нон ауч н ых закономерностей природы
- 11.1. Детерминизм процессов природы
- 11.2. Термодинамика и концепция необратимости
- 11.3. Проблема "тепловой смерти Вселенной"
- Глава 12. Происхождение и эволюция вселенной
- 12.1. Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная
- 12.2. Начальная стадия Вселенной
- 12.3. Космологические модели Вселенной
- Глава 13. Происхождение и эволюция небесных тел, земли
- 13.1. Происхождение и эволюция галактик и звезд
- 13.2. Происхождение планет Солнечной системы
- 13.3. Происхождение и эволюция Земли
- 13.4. Космос и Земля
- Глава 14. Концепции происхождения жизни
- 14.1. Концепции происхождения жизни но Земле
- 14.2. Классификация уровней биологических структур и организация живых систем
- 14.3. Генная инженерия и биотехнология
- 14.4. Проблемы происхождения жизни во Вселенной
- Глава 15. Эволюция живой природы
- 15.1. Доказательства эволюции живого
- 15.2. Пути и причины эволюции живого
- 15.3. Эволюционная теория Дарвина
- 15.4. Современная теория органической эволюции
- 15.5. Синтетическая теория эволюции
- 15.6. Другие концепции эволюции живого
- Глава 16. Концепция происхождения и эволюции человека
- 16.1. Человек как предмет естественно-научного познания
- 16.2. Сходства и отличия человека от животных
- 16.3. Концепции появления человека на Земле. Антропология
- 16.4. Эволюция культуры человека. Социобиология
- 16.5. Проблемы поиска внеземных цивилизаций
- 16.6. Проблема связи с внеземными цивилизациями
- Глава 17. Человек
- 17.1. Физиология человека
- 17.2. Эмоции и творчество
- 17.3. Здоровье и работоспособность
- 17.4. Вопросы биомедицинской этики
- Глава 18. Учение о биосфере и экологии
- 18.1. Биосфера
- 18.2. Экология
- 18.3. Современные проблемы экологии
- 18.4. Ноосфера
- 18.5. Демографическая проблема
- Глава 19. Методы современного естествознания
- 19.1. Системный метод исследования
- 19.2. Кибернетика - наука о сложных системах
- 19.3. Методы математического моделирования
- 19.4. Математическое моделирование в экологии
- Глава 20. Самоорганизация в природе
- 20.1. Парадигма самоорганизации
- 20.2. Синергетика
- 20.3. Особенности эволюции неравновесных систем
- 20.4. Самоорганизация - источник и основа эволюции
- 20.5. Самоорганизация в различных видах эволюции
- Глава 21. Современное естествознание и будущее науки
- 21.1. Особенности современного этапа развития науки
- 21.2. Естествознание и мировоззрение
- 21.5. Общие закономерности современного естествознания
- 21.6. Современная естественно-научная картина мира и Человек
- 21.7. Особенности в развитии современной науки
- Литература
- 140010, Г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел.: 554-21-86