Ihtik.Lib.Ru
Содержание
Введение 9
Глава 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ЕДИНАЯ НАУКА
О ПРИРОДЕ 13
Естественно-научная и гуманитарная культуры. 13
Место науки в системе культуры и ее структура 14
Характерные черты науки 18
Естествознание — фундаментальная наука 21
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 26
Структура научного познания 26
Основные методы научного исследования 29
Динамика развития науки. Принцип соответствия 36
Глава 3. ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 41
Система мира античных философов 41
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира 49
Механистическая и электромагнитная картины мира 55
Современная естественно-научная картина мира 60
Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ 69
Понятие пространства и времени 69
Измерение времени 73
3
Пространство и время в специальной теории относительности 76
Общая теория относительности о пространстве
и времени 86
Глава 5. СТРОЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА 94
Структурное строение материального мира 94
Краткая характеристика микромира 95
Краткая характеристика макромира 100
Краткая характеристика мегамира 106
Глава 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЕ
СТРУКТУР МИРА 113
Четыре вида взаимодействий и их характеристика 113
Концепции близкодействия и дальнодействия 116
Вещество, поле, вакуум. Принцип суперпозиции 117
Фундаментальные постоянные мироздания 119
Антропный космологический принцип 123
Характер движения структур мира 126
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
МИКРОМИРА 133
Элементарные частицы 133
Корпускулярно-волновая природа микрообъектов 142
Концепция дополнительности 148
Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности 150
7.5. Электронная оболочка атома 153
Глава 8. КОНЦЕПЦИИ ВЕЩЕСТВА И ЭНЕРГИИ .162
8.1. Многообразие форм материи 162
4
Вещество и его состояния 164
Энергия и ее проявления в природе 167
Законы сохранения в природе 182
Законы сохранения и принципы симметрии 189
Глава 9. СОСТАВ, СТРУКТУРА
И ВЗАИМОПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ 197
Концептуальные уровни в познании веществ 197
Состав вещества и химические системы 201
Структура вещества и его свойства 209
Химические процессы 213
Эволюция химических систем и перспективы химии 217
Глава 10. ПРИРОДА МЕГАМИРА 222
Расстояния и размеры в мегамире 222
Земля как планета и природное тело 230
Состав и строение Солнечной системы 243
Солнце, звезды и межзвездная среда 253
Галактики 259
Глава 11. ХАРАКТЕР ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРИРОДЫ 269
Детерминизм процессов природы 269
Термодинамика и концепция необратимости 273
Проблема "тепловой смерти Вселенной" 279
Глава 12. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
ВСЕЛЕННОЙ 286
Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная 286
Начальная стадия Вселенной 292
Космологические модели Вселенной 297
5
Глава 13. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
НЕБЕСНЫХ ТЕЛ, ЗЕМЛИ 301
Происхождение и эволюция галактик и звезд 301
Происхождение планет Солнечной системы 307
Происхождение и эволюция Земли 317
Космос и Земля 330
Глава 14. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ.. .343
Концепции происхождения жизни на Земле 343
Классификация уровней биологических структур
и организация живых систем 357
Генная инженерия и биотехнология 363
Проблемы происхождения жизни во Вселенной 367
Глава 15. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 374
Доказательства эволюции живого 374
Пути и причины эволюции живого 378
Эволюционная теория Дарвина 381
Современная теория органической эволюции 384
Синтетическая теория эволюции 387
Другие концепции эволюции живого. 389
Глава 16. КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
И ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА 397
Человек как предмет естественно-научного познания... 397
Сходства и отличия человека от животных 399
Концепции появления человека на Земле. Антропология 402
Эволюция культуры человека. Социобиология 410
Проблемы поиска внеземных цивилизаций 415
Проблема связи с внеземными цивилизациями 420
6
Глава 17. ЧЕЛОВЕК 425
Физиология человека 425
Эмоции и творчество 432
Здоровье и работоспособность 435
Вопросы биомедицинской этики 440
Глава 18. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ И ЭКОЛОГИИ 448
Биосфера 448
Экология 453
Современные проблемы экологии 456
Ноосфера , 460
Демографическая проблема 467
Глава 19. МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 474
Системный метод исследования 474
Кибернетика — наука о сложных системах 479
Методы математического моделирования 481
Математическое моделирование в экологии 484
Глава 20. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРИРОДЕ 491
Парадигма самоорганизации 491
Синергетика 493
Особенности эволюции неравновесных систем 495
Самоорганизация — источник и основа эволюции 498
Самоорганизация в различных видах эволюции 503
Глава 21. СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
И БУДУЩЕЕ НАУКИ 508
Особенности современного этапа развития науки 508
Естествознание и мировоззрение 511
7
Естествознание и философия 514
Естествознание и научно-техническая революция 516
Общие закономерности современного естествознания 524
Современная естественно-научная картина мира
и Человек 526
21.7. Особенности в развитии современной науки 529
Литература 535
8
Светлой памяти наших родителей и учителей посвящаем эту книгу
Введение
Гармонию мира способен ли Смертный постичь, Чей приход и уход Для него самого непонятен?
Ибн Сина (Авиценна)
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Российской Федерации требуют освоения студентами гуманитарных и социально-экономических специальностей учебного курса по дисциплине "Концепции современного естествознания". Включение данной дисциплины в программу гуманитарных факультетов вузов обусловлено необходимостью ознакомления студентов с неотъемлемым элементом единой культуры — естествознанием — и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Этот курс призван содействовать получению широкого базового высшего образования, способствовать всестороннему развитию личности. Учебный курс отражает основной комплекс концепций современного естествознания, дает панораму наиболее известных методов и законов современной науки, демонстрирует специфику рационального метода познания окружающего мира. Это тем более необходимо, так как сейчас рациональный естественно-научный метод все шире проникает в гуманитарную среду, формируя целостное научное знание общества. Наука приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникшая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно различных культур, гуманитарной и естественно-научной, созвучна потребностям общества в целостном мировоззрении и подчеркивает актуальность данной дисциплины.
9
Для изучения предлагаются те направления и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и научный подход к культуре. Одной из задач курса является формирование представлений о картине мира как основе целостности и многообразия природы. Поэтому в программу введены важнейшие концепции современного естествознания: представления о пространстве, времени и материи; законы сохранения в мире; концепции происхождения и эволюции Вселенной, жизни и человека; биосфера и экология; специфика самоорганизации, системных методов исследования и др.
Хорошо известно стремление людей найти общее в окружающем их многообразии вещей и явлений природы. Это стремление воплотилось в представлении о единстве мира. Целостное отражение единства мира — это результат синтеза данных естественных наук: физики, астрономии, химии, биологии и др.
Исторически мировоззрение развивалось от комплекса первобытных эмпирических знаний, мифологических, религиозных представлений к философско-теоретическому мировоззрению, и, зачастую в учениях мыслителей переплетались религиозные и рациональные компоненты познания. Привнесение рациональных представлений поднимало мировоззрение на качественно новую ступень, но не снимало еще само по себе вопроса о ненаучном отражении действительности, о наличии иррационального элемента в этом мировоззрении.
Стремление к единству многообразного получило одно из своих воплощений в научных догадках мыслителей Древнего Востока, античной Греции и Рима. Следует подчеркнуть, что эти догадки, а затем гипотезы представляли собой единство естественно-научного и философского подходов к анализу действительности.
Идея о Вселенной как едином целом, законы функционирования которого доступны человеческому познанию и пониманию, сыграли и продолжают играть конструктивную роль в формировании научной картины мира. Действительно, именно эта идея краеугольным камнем лежит в мировоззренческом и методологическом основании современной науки. "Основой
10
всей нашей научной работы", "сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования" назвал Эйнштейн убеждение в рациональном (законообразном) устройстве Вселенной. "Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, — подчеркивал он, — не могло бы быть никакой науки".
Становление современной естественно-научной картины мира являет собой историческую, революционную или эволюционную смену одних научных взглядов другими.
История человеческого познания — это история возникновения, развития и замены одних научных картин мира другими, которые возникают в недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной картине мира. Основными формами обобщения фактов в системе мира, которые обеспечивают эволюционное ее развитие, являются: 1) объяснение фактов в рамках существующей системы мира; 2) объяснение фактов путем введения дополнительных понятий, новых способов формализации или с помощью введения ограничений на принципы теории. Таким образом, научная революция выступает как растянутый во времени, целостный, закономерный и периодически повторяющийся этап развития научного познания, для которого характерно скачкообразное формирование новой фундаментальной научной теории или научной системы мира.
Современная научная картина мира — это картина эволюционирующей Вселенной. Эволюция Вселенной включает в себя эволюцию вещества, ее структуры, а также эволюцию живого и социального общества. Эволюция вещества сопровождалась понижением его температуры, плотности, образованием химических элементов. С эволюцией структуры связано возникновение сверхскоплений галактик, обособление и формирование звезд и галактик, образование планет и их спутников.
Таким образом, Вселенная предстает перед нами как бесконечно развертывающийся во времени и пространстве процесс эволюции материи. В этом процессе взаимосвязанными оказываются самые разнообразные объекты и явления микромира и мегамира. Выяснилось, что во все эпохи научная мысль харак-
11
теризовала с дополнительностью макроскопического и микроскопического аспектов.
Для студента-гуманитария особенно принципиально осознание проблем общественной жизни в их связи с основными концепциями и законами естествознания. При этом ключевые этапы развития естествознания показывают, каким образом протекал диалог науки и общества в разные исторические периоды, демонстрируя преемственность и непрерывность в изучении природы.
Данная дисциплина не представляет собой механическое соединение традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии и других, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию, поэтому ее эффективное освоение возможно на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественно-научный и гуманитарный компоненты культуры, и осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.
Изучивший ее должен четко представить себе подлинное единство и целостность природы, то единое основание, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений окружающего нас мира и из которого вытекают основные законы, связывающие микро-, макро- и мегамиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом.
12
- Концепции современного естествознания
- Рецензенты:
- Ihtik.Lib.Ru
- Глава 1. Естествозн ан и е как единая наука о природе
- 1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
- 1.2. Месте науки в системе культуры и ее структура
- 1.3. Характерные черты науки
- 1.4. Естествознание - фундаментальная наука
- Глава 2. Характеристика естественно-научного познания
- 2.1. Структура научного познания
- 2.2. Основные методы научного исследования
- 2.3. Динамика развития науки. Принцип соответствия
- Глава 3. Важнейшие этапы развития естествознания
- 3.1. Система мира ангинных философов
- 3.2. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира
- 3.3. Механистическая и электромагнитная картины мира
- 3.4. Современная естественно-научная картина мира
- Глава 4. Концепция относительности пространства и времени
- 4.1. Понятие пространства и времени
- 4.2. Измерение времени
- 4.3. Пространство и время в специальной теории относительности
- 4.4. Общая теория относительности о пространстве и времени
- Глава 5. Строение материального мира
- 5.1. Структурное строение материального мира
- 5.2. Краткая характеристика микромира
- 5.3. Краткая характеристика макромира
- 5.4. Краткая характеристика мегамира
- Глава 6. Взаимодействия и движение структур мира
- 6.1. Четыре вида взаимодействий и их характеристика
- 6.2. Концепции близкодействия и дальнодействия
- 6.3. Вещество, поле, вакуум. Принцип суперпозиции
- 6.4. Фундаментальные постоянные мироздания
- 6.5. Антропный космологический принцип
- 6.6. Характер движения структур мира
- Глава 7. Основные закономерности микромира
- 7.1. Элементарные частицы
- 7.2. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов
- 7.3. Концепция дополнительности
- 7.4. Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности
- 7.5. Электронная оболочка атома
- Глава 8. Концепции вещества и энергии
- 8.1. Многообразие форм материи
- 8.2. Вещество и его состояния
- 8.3. Энергия и ее проявления в природе
- 8.4. Законы сохранения в природе
- 8.5. Законы сохранения и принципы симметрии
- Глава 9. Состав, структура и взаимопревращения веществ
- 9.1. Концептуальные уровни в познании веществ
- 9.2. Состав вещества и химические системы
- 9.3. Структура вещества и его свойства
- 9.4. Химические процессы
- 9.5. Эволюция химических систем и перспективы химии
- Глава 10. Природа мегамира
- 10.1. Расстояния и размеры в мегамире
- 10.2. Земля как планета и природное тело
- 10.3. Состав и строение Солнечной системы
- 10.4. Солнце, звезды и межзвездная среда
- 10.5. Галактики
- Глава 11. Характер естествен нон ауч н ых закономерностей природы
- 11.1. Детерминизм процессов природы
- 11.2. Термодинамика и концепция необратимости
- 11.3. Проблема "тепловой смерти Вселенной"
- Глава 12. Происхождение и эволюция вселенной
- 12.1. Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная
- 12.2. Начальная стадия Вселенной
- 12.3. Космологические модели Вселенной
- Глава 13. Происхождение и эволюция небесных тел, земли
- 13.1. Происхождение и эволюция галактик и звезд
- 13.2. Происхождение планет Солнечной системы
- 13.3. Происхождение и эволюция Земли
- 13.4. Космос и Земля
- Глава 14. Концепции происхождения жизни
- 14.1. Концепции происхождения жизни но Земле
- 14.2. Классификация уровней биологических структур и организация живых систем
- 14.3. Генная инженерия и биотехнология
- 14.4. Проблемы происхождения жизни во Вселенной
- Глава 15. Эволюция живой природы
- 15.1. Доказательства эволюции живого
- 15.2. Пути и причины эволюции живого
- 15.3. Эволюционная теория Дарвина
- 15.4. Современная теория органической эволюции
- 15.5. Синтетическая теория эволюции
- 15.6. Другие концепции эволюции живого
- Глава 16. Концепция происхождения и эволюции человека
- 16.1. Человек как предмет естественно-научного познания
- 16.2. Сходства и отличия человека от животных
- 16.3. Концепции появления человека на Земле. Антропология
- 16.4. Эволюция культуры человека. Социобиология
- 16.5. Проблемы поиска внеземных цивилизаций
- 16.6. Проблема связи с внеземными цивилизациями
- Глава 17. Человек
- 17.1. Физиология человека
- 17.2. Эмоции и творчество
- 17.3. Здоровье и работоспособность
- 17.4. Вопросы биомедицинской этики
- Глава 18. Учение о биосфере и экологии
- 18.1. Биосфера
- 18.2. Экология
- 18.3. Современные проблемы экологии
- 18.4. Ноосфера
- 18.5. Демографическая проблема
- Глава 19. Методы современного естествознания
- 19.1. Системный метод исследования
- 19.2. Кибернетика - наука о сложных системах
- 19.3. Методы математического моделирования
- 19.4. Математическое моделирование в экологии
- Глава 20. Самоорганизация в природе
- 20.1. Парадигма самоорганизации
- 20.2. Синергетика
- 20.3. Особенности эволюции неравновесных систем
- 20.4. Самоорганизация - источник и основа эволюции
- 20.5. Самоорганизация в различных видах эволюции
- Глава 21. Современное естествознание и будущее науки
- 21.1. Особенности современного этапа развития науки
- 21.2. Естествознание и мировоззрение
- 21.5. Общие закономерности современного естествознания
- 21.6. Современная естественно-научная картина мира и Человек
- 21.7. Особенности в развитии современной науки
- Литература
- 140010, Г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел.: 554-21-86