3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
Генеалогический метод, или метод анализа родословных, включает следующие этапы:
Сбор сведений у пробанда о наличии или отсутствии анализируемого признака (чаще заболевания) у его родственников и составление легенды о каждом из них (словесного описания). Для более точного результата необходимо собрать сведения о родственниках в трех-четырех поколениях.
Графическое изображение родословной с использованием условных обозначений. Каждый родственник пробанда получает свой шифр.
Анализ родословной, решающий следующие задачи:
определение группы заболеваний, к которой относится исследуемая болезнь (наследственной, мультифакториальной или группы фенокопий);
определение типа и варианта наследования;
определение вероятности проявления заболевания у про-банда и других родственников.
Цитогенетические методы
Цитологические методы связаны с проведением окрашивания цитологического материала и последующей микроскопией. Они позволяют определить нарушения структуры и числа хромосом. В эту группу методов входят:
метод определения Х-хроматина интерфазных хромосом путем окрашивания нефлюоресцентными или флюоресцентными красителями;
метод определения Y-хроматина интерфазных хромосом окрашиванием флюоресцентными красителями;
рутинный метод окрашивания метафазных хромосом для определения количества и групповой принадлежности хромосом, идентификации 1, 2, 3, 9, 16 хромосом и Y-хромосомы;
метод дифференциального окрашивания метафазных хромосом для идентификации всех хромосом по особенностям поперечной исчерченности. В этом методе чаще всего для микроскопии используются лимфоциты, фибробласты, клетки костного мозга, половые клетки, клетки волосяной луковицы. Биохимические методы
В эту группу входят методы, применяемые в основном при дифференциальной диагностике наследственных нарушений обмена веществ при известном дефекте первичного биохимического продукта данного гена.
Все биохимические методы делят на качественные, количественные и полуколичественные. Для исследования берутся кровь, моча или амниотическая жидкость.
Качественные методы более простые, недорогие и менее трудоемкие, поэтому применяются для массового скрининга (например, исследование новорожденных в роддоме на фенилке-тонурию).
Количественные методы более точные, но и более трудоемкие и дорогостоящие. Поэтому их применяют лишь по специальным показаниям и в случаях, когда скрининг, проведенный качественными методами, дал положительный результат.
Показания для применения биохимических методов:
умственная отсталость неясной этиологии;
снижение зрения и слуха;
непереносимость некоторых пищевых продуктов;
судорожный синдром, повышенный или пониженный тонус мышц.
ДНК-диагностика
Это наиболее точный метод диагностики моногенных наследственных заболеваний. Преимущества метода:
позволяет определить причину заболевания на генетическом уровне;
выявляет минимальные нарушения структуры ДНК;
малоинвазивен;
не требует повторения.
В основе метода лежит увеличение копий фрагментов ДНК различными способами. Близнецовый метод
Применяется в основном для определения относительной роли наследственности и факторов окружающей среды в возникновении того или иного заболевания. При этом изучаются монозиготные и дизиготные близнецы.
- Н. С. Курбатова, е. А. Козлова Общая биология лекция № 1. Введение
- Клеточная теория (кт) Предпосылки клеточной теории
- 2. Определение жизни на современном этапе развития науки
- 3. Фундаментальные свойства живой материи
- 4. Уровни организации жизни
- Лекция № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и атф
- 1. Обзор химического строения клетки
- 2. Биополимеры Белки
- Лекция № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
- 3. Биосинтез белка
- Лекция № 4. Основные клеточные формы
- 1. Прокариоты
- 2. Общие сведения об эукариотической клетке
- 3. Функции и строение цитоплазматической мембраны
- 4. Строение и функции клеточного ядра
- 5. Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид
- 6. Строение и функции лизосом и пероксисом. Лизосомы
- 7. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи
- 8. Строение и функции немембранных структур клетки
- 9. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Цитоплазматические включения
- Лекция № 5. Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги
- Лекция № 6. Строение и функции половых клеток (гамет)
- 1. Общие свойства гамет
- 2. Строение и функции яйцеклетки
- 3. Строение и функции сперматозоидов
- 4. Оплодотворение
- Лекция № 7. Бесполое размножение. Формы и биологическая роль
- 1. Биологическая роль бесполого размножения
- 2. Формы бесполого размножения
- 3. Вегетативная форма размножения
- Лекция № 8. Половое размножение. Его формы и биологическая роль
- 1. Эволюционный смысл полового размножения
- 2. Виды полового размножения
- 3. Различия между гаметами
- 4. Нетипичное половое размножение
- Лекция № 9. Жизненный цикл клетки. Митоз
- 1. Понятие о жизненном цикле
- 2. Биологическое значение жизненного цикла
- 3. Митоз. Характеристика основных этапов
- 4. Нетипичные формы митоза
- Лекция № 10. Мейоз: характеристика, биологическое значение
- 1. Стадии мейоза
- 2. Биологическое значение мейоза
- Лекция № 11. Гаметогенез
- 1. Понятия гаметогенеза
- 2. Стадии гаметогенеза
- Лекция № 12. Онтогенез
- 1. Понятие об онтогенезе
- 2. Эмбриональное развитие
- Лекция № 13. Законы наследования
- 1. Законы г. Менделя
- 2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
- 3. Взаимодействия аллельных генов
- 4. Наследование групп крови системы аво
- Лекция № 14. Наследственность
- 1. Неаллельные гены
- 2. Генетика пола
- Лекция № 15. Наследственность и изменчивость
- 1. Виды изменчивости
- 2. Гетероплоидия – изменение числа отдельных хромосом в кариотипе
- 3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
- Лекция № 16. Структура и функции биосферы
- 1. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на биосферу
- 2. Паразитизм как экологический феномен
- Лекция № 17. Общая характеристика простейших (Protozoa)
- 1. Обзор строения простейших
- 2. Особенности жизнедеятельности простейших
- Лекция № 18. Многообразие простейших
- 1. Общая характеристика класса Саркодовые (корненожки)
- 2. Патогенные амебы
- Лекция № 19. Патогенные жгутиконосцы
- 1. Трихомонады (Trichomonas vaginalis) и т. Hominis
- 2. Лямблия (Lamblia intestinalis)
- 3. Лейшмании (Leishmaniae)
- 4. Трипаносомы (Tripanosoma)
- 5. Общая характеристика класса Споровики
- 6. Токсоплазмоз: возбудитель, характеристика, цикл развития, профилактика
- 7. Малярийный плазмодий: морфология, цикл развития
- Лекция № 20. Класс Инфузории (ресничные)
- 1. Обзор строения инфузорий
- 2. Балантидий (Balantidium coli)
- Лекция № 21. Тип Плоские черви (Plathelminthes)
- 1. Характерные черты организации
- 2. Класс Сосальщики. Общая характеристика
- 3. Класс Сосальщики. Его представители
- 4. Общая характеристика класса Ленточные черви
- 5. Цепни
- Лекция № 22. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
- 1. Особенности строения
- 2. Круглые черви – паразиты человека Аскарида
- Лекция № 23. Тип Членистоногие
- 1. Разнообразие и морфология членистоногих
- 2. Клещи
- 3. Клещи – обитатели жилища человека
- 4. Семейство Иксодовые клещи
- 5. Представители семейства Иксодовые клещи. Морфология, патогенное значение
- 6. Представители семейства Аргазовые клещи. Морфология, цикл развития
- Лекция № 24. Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)
- 1. Морфология, физиология, систематика
- 2. Отряд Вши
- 3. Отряд Блохи
- 4. Особенности биологии развития комаров рода Аnopheles, Аеdеs, Culex
- Лекция № 25. Ядовитые животные
- 1. Ядовитые паукообразные
- 2. Ядовитые позвоночные
- Лекция № 26. Экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Общая характеристика среды обитания людей. Экологический кризис
- Список использованной литературы