Клеточная теория (кт) Предпосылки клеточной теории
Предпосылками создания клеточной теории были изобретение и усовершенствование микроскопа и открытие клеток (1665 г., Р. Гук – при изучении среза коры пробкового дерева, бузины и др.). Работы известных микроскопистов: М. Мальпиги, Н. Грю, А. ван Левенгука – позволили увидеть клетки растительных организмов. А. ван Левенгук обнаружил в воде одноклеточные организмы. Сначала изучалось клеточное ядро. Р. Браун описал ядро растительной клетки. Я. Э. Пуркине ввел понятие протоплазмы – жидкого студенистого клеточного содержимого.
Немецкий ботаник М. Шлейден первым пришел к выводу, что в любой клетке есть ядро. Основателем КТ считается немецкий биолог Т. Шванн (совместно с М. Шлейденом), который в 1839 г. опубликовал труд «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Его положения:
клетка – главная структурная единица всех живых организмов (как животных, так и растительных);
если в каком-либо образовании, видимом под микроскопом, есть ядро, то его можно считать клеткой;
процесс образования новых клеток обусловливает рост, развитие, дифференцировку растительных и животных клеток. Дополнения в клеточную теорию внес немецкий ученый Р. Вирхов, который в 1858 г. опубликовал свой труд «Целлюлярная патология». Он доказал, что дочерние клетки образуются путем деления материнских клеток: каждая клетка из клетки. В конце XIX в. были обнаружены митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды в растительных клетках. После окрашивания делящихся клеток специальными красителями были обнаружены хромосомы. Современные положения КТ
Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов, является наименьшей структурной единицей живого.
Клетки всех организмов (как одно-, так и многоклеточных) сходны по химическому составу, строению, основным проявлениям обмена веществ и жизнедеятельности.
Размножение клеток происходит путем их деления (каждая новая клетка образуется при делении материнской клетки); в сложных многоклеточных организмах клетки имеют различные формы и специализированы в соответствии с выполняемыми функциями. Сходные клетки образуют ткани; из тканей состоят органы, которые образуют системы органов, они тесно взаимосвязаны и подчинены нервным и гуморальным механизмам регуляции (у высших организмов).
Значение клеточной теории
Отало ясно, что клетка – важнейшая составляющая часть живых организмов, их главный морфофизиологический компонент. Клетка – это основа многоклеточного организма, место протекания биохимических и физиологических процессов в организме. На клеточном уровне в конечном итоге происходят все биологические процессы. Клеточная теория позволила сделать вывод о сходстве химического состава всех клеток, общем плане их строения, что подтверждает филогенетическое единство всего живого мира.
- Н. С. Курбатова, е. А. Козлова Общая биология лекция № 1. Введение
- Клеточная теория (кт) Предпосылки клеточной теории
- 2. Определение жизни на современном этапе развития науки
- 3. Фундаментальные свойства живой материи
- 4. Уровни организации жизни
- Лекция № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и атф
- 1. Обзор химического строения клетки
- 2. Биополимеры Белки
- Лекция № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
- 3. Биосинтез белка
- Лекция № 4. Основные клеточные формы
- 1. Прокариоты
- 2. Общие сведения об эукариотической клетке
- 3. Функции и строение цитоплазматической мембраны
- 4. Строение и функции клеточного ядра
- 5. Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид
- 6. Строение и функции лизосом и пероксисом. Лизосомы
- 7. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи
- 8. Строение и функции немембранных структур клетки
- 9. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Цитоплазматические включения
- Лекция № 5. Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги
- Лекция № 6. Строение и функции половых клеток (гамет)
- 1. Общие свойства гамет
- 2. Строение и функции яйцеклетки
- 3. Строение и функции сперматозоидов
- 4. Оплодотворение
- Лекция № 7. Бесполое размножение. Формы и биологическая роль
- 1. Биологическая роль бесполого размножения
- 2. Формы бесполого размножения
- 3. Вегетативная форма размножения
- Лекция № 8. Половое размножение. Его формы и биологическая роль
- 1. Эволюционный смысл полового размножения
- 2. Виды полового размножения
- 3. Различия между гаметами
- 4. Нетипичное половое размножение
- Лекция № 9. Жизненный цикл клетки. Митоз
- 1. Понятие о жизненном цикле
- 2. Биологическое значение жизненного цикла
- 3. Митоз. Характеристика основных этапов
- 4. Нетипичные формы митоза
- Лекция № 10. Мейоз: характеристика, биологическое значение
- 1. Стадии мейоза
- 2. Биологическое значение мейоза
- Лекция № 11. Гаметогенез
- 1. Понятия гаметогенеза
- 2. Стадии гаметогенеза
- Лекция № 12. Онтогенез
- 1. Понятие об онтогенезе
- 2. Эмбриональное развитие
- Лекция № 13. Законы наследования
- 1. Законы г. Менделя
- 2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
- 3. Взаимодействия аллельных генов
- 4. Наследование групп крови системы аво
- Лекция № 14. Наследственность
- 1. Неаллельные гены
- 2. Генетика пола
- Лекция № 15. Наследственность и изменчивость
- 1. Виды изменчивости
- 2. Гетероплоидия – изменение числа отдельных хромосом в кариотипе
- 3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
- Лекция № 16. Структура и функции биосферы
- 1. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на биосферу
- 2. Паразитизм как экологический феномен
- Лекция № 17. Общая характеристика простейших (Protozoa)
- 1. Обзор строения простейших
- 2. Особенности жизнедеятельности простейших
- Лекция № 18. Многообразие простейших
- 1. Общая характеристика класса Саркодовые (корненожки)
- 2. Патогенные амебы
- Лекция № 19. Патогенные жгутиконосцы
- 1. Трихомонады (Trichomonas vaginalis) и т. Hominis
- 2. Лямблия (Lamblia intestinalis)
- 3. Лейшмании (Leishmaniae)
- 4. Трипаносомы (Tripanosoma)
- 5. Общая характеристика класса Споровики
- 6. Токсоплазмоз: возбудитель, характеристика, цикл развития, профилактика
- 7. Малярийный плазмодий: морфология, цикл развития
- Лекция № 20. Класс Инфузории (ресничные)
- 1. Обзор строения инфузорий
- 2. Балантидий (Balantidium coli)
- Лекция № 21. Тип Плоские черви (Plathelminthes)
- 1. Характерные черты организации
- 2. Класс Сосальщики. Общая характеристика
- 3. Класс Сосальщики. Его представители
- 4. Общая характеристика класса Ленточные черви
- 5. Цепни
- Лекция № 22. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
- 1. Особенности строения
- 2. Круглые черви – паразиты человека Аскарида
- Лекция № 23. Тип Членистоногие
- 1. Разнообразие и морфология членистоногих
- 2. Клещи
- 3. Клещи – обитатели жилища человека
- 4. Семейство Иксодовые клещи
- 5. Представители семейства Иксодовые клещи. Морфология, патогенное значение
- 6. Представители семейства Аргазовые клещи. Морфология, цикл развития
- Лекция № 24. Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)
- 1. Морфология, физиология, систематика
- 2. Отряд Вши
- 3. Отряд Блохи
- 4. Особенности биологии развития комаров рода Аnopheles, Аеdеs, Culex
- Лекция № 25. Ядовитые животные
- 1. Ядовитые паукообразные
- 2. Ядовитые позвоночные
- Лекция № 26. Экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Общая характеристика среды обитания людей. Экологический кризис
- Список использованной литературы