4. Уровни организации жизни
Живая природа – это целостная, но неоднородная система, которой свойственна иерархическая организация. Иерархической называется такая система, в которой части (или элементы целого) расположены в порядке от высшего к низшему. Иерархический принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни, что весьма удобно при из-учении жизни как сложного природного явления. Можно выделить три основные ступени живого: микросистемы, мезосистемы и макросистемы.
Микросистемы (доорганизменная ступень) включают в себя молекулярный (молекулярно-генетический) и субклеточный уровни.
Мезосистемы (организменная ступень) включают в себя клеточный, тканевый, органный, системный, организменный (организм как единое целое), или онтогенетический, уровни.
Макросистемы (надорганизменная ступень) включают в себя популяционно-видовой, биоценотический и глобальный уровни (биосферу в целом). На каждом уровне можно выделить элементарную единицу и явление.
Элементарная единица (ЭЕ) – это структура (или объект), закономерные изменения которой (элементарные явления, ЭЯ) составляют ее вклад в развитие жизни на данном уровне.
Иерархические уровни:
молекулярно-генетический уровень. ЭЕ представлена геном. Ген – это участок молекулы ДНК (а у некоторых виру-сов-молекулы РНК), который ответствен за формирование какого – либо одного признака. Информация, заложенная в нуклеиновых кислотах, реализуется посредством матричного синтеза белков;
субклеточный уровень. ЭЕ представлена какой-либо субклеточной структурой, т. е. органеллой, которая выполняет свойственные ей функции и вносит свой вклад в работу клетки в целом;
клеточный уровень. ЭЕ – это клетка, которая является самостоятельно функционирующей элементарной биологической системой. Только на этом уровне возможны реализация генетической информации и процессы биосинтеза. Для одноклеточных организмов этот уровень совпадает с организменным. ЭЯ – это реакции клеточного метаболизма, составляющие основу потоков энергии, информации и вещества;
тканевый уровень. Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань (ЭЕ). Уровень возник с появлением многоклеточных организмов с более или менее дифференцированными тканями. Ткань функционирует как единое целое и обладает свойствами живого;
органный уровень. Образован совместно с функционирующими клетками, относящимися к разным тканям (ЭЕ). Всего четыре основные ткани входят в состав органов многоклеточных организмов, шесть основных тканей образуют органы растений;
организменный (онтогенетический) уровень. ЭЕ – это особь в ее развитии от момента рождения до прекращения ее существования в качестве живой системы. ЭЯ – это закономерные изменения организма в процессе индивидуального развития (онтогенеза). В процессе онтогенеза в определенных условиях среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры, т. е. на основе генотипа особи формируется ее фенотип;
популяционно-видовой уровень. ЭЕ – это популяция, т. е. совокупность особей (организмов) одного вида, населяющих одну территорию и свободно скрещивающихся между собой. Популяция обладает генофондом, т. е. совокупностью генотипов всех особей. Воздействие на генофонд элементарных эволюционных факторов (мутаций, колебаний численности особей, естественного отбора) приводит к эволюционно значимым изменениям (ЭЯ);
биоценотический (экосистемный) уровень. ЭЕ – биоценоз, т. е. исторически сложившееся устойчивое сообщество популяций разных видов, связанных между собой и с окружающей неживой природой обменом веществ, энергии и информации (круговоротами), которые и представляют собой ЭЯ;
биосферный (глобальный) уровень. ЭЕ – биосфера (область распространения жизни на Земле), т. е. единый планетарный комплекс биогеоценозов, различных по видовому составу и характеристике абиотической (неживой) части. Биогеоценозы обусловливают все процессы, протекающие в биосфере;
носферный уровень. Это новое понятие было сформулировано академиком В. И. Вернадским. Он основал учение o ноосфере как сфере разума. Это составная часть биосферы, которая изменена благодаря деятельности человека.
- Н. С. Курбатова, е. А. Козлова Общая биология лекция № 1. Введение
- Клеточная теория (кт) Предпосылки клеточной теории
- 2. Определение жизни на современном этапе развития науки
- 3. Фундаментальные свойства живой материи
- 4. Уровни организации жизни
- Лекция № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и атф
- 1. Обзор химического строения клетки
- 2. Биополимеры Белки
- Лекция № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
- 3. Биосинтез белка
- Лекция № 4. Основные клеточные формы
- 1. Прокариоты
- 2. Общие сведения об эукариотической клетке
- 3. Функции и строение цитоплазматической мембраны
- 4. Строение и функции клеточного ядра
- 5. Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид
- 6. Строение и функции лизосом и пероксисом. Лизосомы
- 7. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи
- 8. Строение и функции немембранных структур клетки
- 9. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Цитоплазматические включения
- Лекция № 5. Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги
- Лекция № 6. Строение и функции половых клеток (гамет)
- 1. Общие свойства гамет
- 2. Строение и функции яйцеклетки
- 3. Строение и функции сперматозоидов
- 4. Оплодотворение
- Лекция № 7. Бесполое размножение. Формы и биологическая роль
- 1. Биологическая роль бесполого размножения
- 2. Формы бесполого размножения
- 3. Вегетативная форма размножения
- Лекция № 8. Половое размножение. Его формы и биологическая роль
- 1. Эволюционный смысл полового размножения
- 2. Виды полового размножения
- 3. Различия между гаметами
- 4. Нетипичное половое размножение
- Лекция № 9. Жизненный цикл клетки. Митоз
- 1. Понятие о жизненном цикле
- 2. Биологическое значение жизненного цикла
- 3. Митоз. Характеристика основных этапов
- 4. Нетипичные формы митоза
- Лекция № 10. Мейоз: характеристика, биологическое значение
- 1. Стадии мейоза
- 2. Биологическое значение мейоза
- Лекция № 11. Гаметогенез
- 1. Понятия гаметогенеза
- 2. Стадии гаметогенеза
- Лекция № 12. Онтогенез
- 1. Понятие об онтогенезе
- 2. Эмбриональное развитие
- Лекция № 13. Законы наследования
- 1. Законы г. Менделя
- 2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
- 3. Взаимодействия аллельных генов
- 4. Наследование групп крови системы аво
- Лекция № 14. Наследственность
- 1. Неаллельные гены
- 2. Генетика пола
- Лекция № 15. Наследственность и изменчивость
- 1. Виды изменчивости
- 2. Гетероплоидия – изменение числа отдельных хромосом в кариотипе
- 3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
- Лекция № 16. Структура и функции биосферы
- 1. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на биосферу
- 2. Паразитизм как экологический феномен
- Лекция № 17. Общая характеристика простейших (Protozoa)
- 1. Обзор строения простейших
- 2. Особенности жизнедеятельности простейших
- Лекция № 18. Многообразие простейших
- 1. Общая характеристика класса Саркодовые (корненожки)
- 2. Патогенные амебы
- Лекция № 19. Патогенные жгутиконосцы
- 1. Трихомонады (Trichomonas vaginalis) и т. Hominis
- 2. Лямблия (Lamblia intestinalis)
- 3. Лейшмании (Leishmaniae)
- 4. Трипаносомы (Tripanosoma)
- 5. Общая характеристика класса Споровики
- 6. Токсоплазмоз: возбудитель, характеристика, цикл развития, профилактика
- 7. Малярийный плазмодий: морфология, цикл развития
- Лекция № 20. Класс Инфузории (ресничные)
- 1. Обзор строения инфузорий
- 2. Балантидий (Balantidium coli)
- Лекция № 21. Тип Плоские черви (Plathelminthes)
- 1. Характерные черты организации
- 2. Класс Сосальщики. Общая характеристика
- 3. Класс Сосальщики. Его представители
- 4. Общая характеристика класса Ленточные черви
- 5. Цепни
- Лекция № 22. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
- 1. Особенности строения
- 2. Круглые черви – паразиты человека Аскарида
- Лекция № 23. Тип Членистоногие
- 1. Разнообразие и морфология членистоногих
- 2. Клещи
- 3. Клещи – обитатели жилища человека
- 4. Семейство Иксодовые клещи
- 5. Представители семейства Иксодовые клещи. Морфология, патогенное значение
- 6. Представители семейства Аргазовые клещи. Морфология, цикл развития
- Лекция № 24. Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)
- 1. Морфология, физиология, систематика
- 2. Отряд Вши
- 3. Отряд Блохи
- 4. Особенности биологии развития комаров рода Аnopheles, Аеdеs, Culex
- Лекция № 25. Ядовитые животные
- 1. Ядовитые паукообразные
- 2. Ядовитые позвоночные
- Лекция № 26. Экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Общая характеристика среды обитания людей. Экологический кризис
- Список использованной литературы