2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских особей, различающихся по двум парам альтернативных признаков и, соответственно, по двум парам аллельных генов.
Полигибридное скрещивание – это скрещивание особей, различающихся по нескольким парам альтернативных признаков и, соответственно, по нескольким парам аллельных генов.
Георг Мендель скрещивал растения гороха, отличающиеся по окраске семян (желтые и зеленые) и по характеру поверхности семян (гладкие и морщинистые). Скрещивая чистые линии гороха с желтыми гладкими семенами с чистыми линиями, имеющими зеленые морщинистые семена, он получил гибриды первого поколения с желтыми гладкими семенами (доминантные признаки). Затем Мендель скрестил гибриды первого поколения между собой и получил четыре фенотипических класса в соотношении 9: 3: 3: 1, т. е. в результате во втором поколении появилось два новых сочетания признаков: желтые морщинистые и зеленые гладкие. Для каждой пары признаков отмечалось отношение 3: 1, характерное для моногибридного скрещивания: во втором поколении получилось 3/4 гладких и 1/4 морщинистых семян и 3/4 желтых и 1/4 зеленых семян. Следовательно, две пары признаков объединяются у гибридов первого поколения, а затем разделяются и становятся независимыми друг от друга.
На основе этих наблюдений был сформулирован третий закон Менделя.
Третий закон Менделя
Закон о независимом наследовании: расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков. В чистом виде этот закон справедлив только для генов, локализованных в разных хромосомах, и частично соблюдается для генов, расположенных в одной хромосоме, но на значительном расстоянии друг от друга.
Опыты Менделя легли в основу новой науки – генетики. Генетика – это наука, изучающая наследственность и изменчивость.
Успеху исследований Менделя способствовали следующие условия:
1. Удачный выбор объекта исследования – гороха. Когда Менделю предложили повторить свои наблюдения на ястре-бинке, этом вездесущем сорняке, он не смог этого сделать.
2. Проведение анализа наследования отдельных пар признаков в потомстве скрещиваемых растений, отличающихся по одной, двум или трем парам альтернативных признаков. Велся учет отдельно по каждой паре этих признаков после каждого скрещивания.
3. Мендель не только зафиксировал полученные результаты, но и провел их математический анализ.
Мендель сформулировал также закон чистоты гамет, согласно которому гамета чиста от второго аллельного гена (альтернативного признака), т. е. ген дискретен и не смешивается с другими генами.
При моногибридном скрещивании в случае полного доминирования у гетерозиготных гибридов первого поколения проявляется только доминантный аллель, однако рецессивный аллель не теряется и не смешивается с доминантным. Среди гибридов второго поколения и рецессивный, и доминантный аллель может проявиться в своем – чистом – виде, т. е. в гомозиготном состоянии. В итоге гаметы, образуемые такой гетерозиготой, являются чистыми, т. е. гамета А не содержит ничего от аллели а, гамета а – чиста от А.
На клеточном уровне основой дискретности аллелей является их локализация в разных хромосомах каждой гомологичной пары, а дискретности генов – их расположение в разных локусах хромосом.
- Н. С. Курбатова, е. А. Козлова Общая биология лекция № 1. Введение
- Клеточная теория (кт) Предпосылки клеточной теории
- 2. Определение жизни на современном этапе развития науки
- 3. Фундаментальные свойства живой материи
- 4. Уровни организации жизни
- Лекция № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и атф
- 1. Обзор химического строения клетки
- 2. Биополимеры Белки
- Лекция № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
- 3. Биосинтез белка
- Лекция № 4. Основные клеточные формы
- 1. Прокариоты
- 2. Общие сведения об эукариотической клетке
- 3. Функции и строение цитоплазматической мембраны
- 4. Строение и функции клеточного ядра
- 5. Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид
- 6. Строение и функции лизосом и пероксисом. Лизосомы
- 7. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи
- 8. Строение и функции немембранных структур клетки
- 9. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Цитоплазматические включения
- Лекция № 5. Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги
- Лекция № 6. Строение и функции половых клеток (гамет)
- 1. Общие свойства гамет
- 2. Строение и функции яйцеклетки
- 3. Строение и функции сперматозоидов
- 4. Оплодотворение
- Лекция № 7. Бесполое размножение. Формы и биологическая роль
- 1. Биологическая роль бесполого размножения
- 2. Формы бесполого размножения
- 3. Вегетативная форма размножения
- Лекция № 8. Половое размножение. Его формы и биологическая роль
- 1. Эволюционный смысл полового размножения
- 2. Виды полового размножения
- 3. Различия между гаметами
- 4. Нетипичное половое размножение
- Лекция № 9. Жизненный цикл клетки. Митоз
- 1. Понятие о жизненном цикле
- 2. Биологическое значение жизненного цикла
- 3. Митоз. Характеристика основных этапов
- 4. Нетипичные формы митоза
- Лекция № 10. Мейоз: характеристика, биологическое значение
- 1. Стадии мейоза
- 2. Биологическое значение мейоза
- Лекция № 11. Гаметогенез
- 1. Понятия гаметогенеза
- 2. Стадии гаметогенеза
- Лекция № 12. Онтогенез
- 1. Понятие об онтогенезе
- 2. Эмбриональное развитие
- Лекция № 13. Законы наследования
- 1. Законы г. Менделя
- 2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
- 3. Взаимодействия аллельных генов
- 4. Наследование групп крови системы аво
- Лекция № 14. Наследственность
- 1. Неаллельные гены
- 2. Генетика пола
- Лекция № 15. Наследственность и изменчивость
- 1. Виды изменчивости
- 2. Гетероплоидия – изменение числа отдельных хромосом в кариотипе
- 3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
- Лекция № 16. Структура и функции биосферы
- 1. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на биосферу
- 2. Паразитизм как экологический феномен
- Лекция № 17. Общая характеристика простейших (Protozoa)
- 1. Обзор строения простейших
- 2. Особенности жизнедеятельности простейших
- Лекция № 18. Многообразие простейших
- 1. Общая характеристика класса Саркодовые (корненожки)
- 2. Патогенные амебы
- Лекция № 19. Патогенные жгутиконосцы
- 1. Трихомонады (Trichomonas vaginalis) и т. Hominis
- 2. Лямблия (Lamblia intestinalis)
- 3. Лейшмании (Leishmaniae)
- 4. Трипаносомы (Tripanosoma)
- 5. Общая характеристика класса Споровики
- 6. Токсоплазмоз: возбудитель, характеристика, цикл развития, профилактика
- 7. Малярийный плазмодий: морфология, цикл развития
- Лекция № 20. Класс Инфузории (ресничные)
- 1. Обзор строения инфузорий
- 2. Балантидий (Balantidium coli)
- Лекция № 21. Тип Плоские черви (Plathelminthes)
- 1. Характерные черты организации
- 2. Класс Сосальщики. Общая характеристика
- 3. Класс Сосальщики. Его представители
- 4. Общая характеристика класса Ленточные черви
- 5. Цепни
- Лекция № 22. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
- 1. Особенности строения
- 2. Круглые черви – паразиты человека Аскарида
- Лекция № 23. Тип Членистоногие
- 1. Разнообразие и морфология членистоногих
- 2. Клещи
- 3. Клещи – обитатели жилища человека
- 4. Семейство Иксодовые клещи
- 5. Представители семейства Иксодовые клещи. Морфология, патогенное значение
- 6. Представители семейства Аргазовые клещи. Морфология, цикл развития
- Лекция № 24. Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)
- 1. Морфология, физиология, систематика
- 2. Отряд Вши
- 3. Отряд Блохи
- 4. Особенности биологии развития комаров рода Аnopheles, Аеdеs, Culex
- Лекция № 25. Ядовитые животные
- 1. Ядовитые паукообразные
- 2. Ядовитые позвоночные
- Лекция № 26. Экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Общая характеристика среды обитания людей. Экологический кризис
- Список использованной литературы