3. Биосинтез белка
Биосинтез белка в организме эукариот происходит в несколько этапов.
Транскрипция – это процесс синтеза и-РНК на матрице ДНК. Цепи ДНК в области активного гена освобождаются от ги-стонов. Водородные связи между комплементарными азотистыми основаниями разрываются. Основной фермент транскрипции РНК-полимераза присоединяется к промотору – специальному участку ДНК. Транскрипция проходит только с одной (кодоген-ной) цепи ДНК. По мере продвижения РНК-полимеразы по кодо-генной цепи ДНК рибонуклеотиды по принципу комплементарности присоединяются к цепочке ДНК, в результате образуется незрелая про-и-РНК, содержащая как кодирующие, так и некоди-рующие нуклеотидные последовательности.
Затем происходит процессинг – созревание молекулы РНК. На 5-конце и-РНК формируется участок (КЭП), через который она соединяется с рибосомой. Ген, т. е. участок ДНК, кодирующий один белок, содержит как кодирующие последовательности нуклеотидов – экзоны, так и некодирующие – интроны. При про-цессинге интроны вырезаются, а экзоны сшиваются. В результате на 5-конце зрелой и-РНК находится кодон-инициатор, который первым войдет в рибосому, затем следуют кодоны, кодирующие аминокислоты полипептида, а на 3-конце – кодоны-терминато-ры, определяющие конец трансляции. Цифрами 3 и 5 обозначаются соответствующие углеродные атомы рибозы. Кодоном называется последовательность из трех нуклеотидов, кодирующая какую-либо аминокислоту – триплет. Рамка считывания нуклеиновых кислот предполагает «слова»-триплеты (кодоны), состоящие из трех «букв»-нуклеотидов.
Транскрипция и процессинг происходят в ядре клетки. Затем зрелая и-РНК через поры в мембране ядра выходит в цитоплазму, и начинается трансляция.
Трансляция – это процесс синтеза белка на матрице и РНК. В начале и-РНК 3-концом присоединяется к рибосоме. Т-РНК доставляют к акцепторному участку рибосомы аминокислоты, которые соединяются в полипептидную цепь в соответствии с шифрующими их кодонами. Растущая полипептидная цепь перемещается в донорный участок рибосомы, а на акцепторный участок приходит новая т-РНК с аминокислотой. Трансляция прекращается на кодонах-терминаторах. Генетический код
Это система кодирования последовательности аминокислот белка в виде определенной последовательности нуклеотидов в ДНК и РНК.
Единица генетического кода (кодон) – это триплет нуклеоти-дов в ДНК или РНК, кодирующий одну аминокислоту.
Всего генетический код включает 64 кодона, из них 61 кодирующий и 3 некодирующих (кодоны-терминаторы, свидетельствующие об окончании процесса трансляции).
Кодоны-терминаторы в и-РНК: УАА, УАГ, УГА, в ДНК: АТТ, АТЦ, АЦТ.
Начало процесса трансляции определяет кодон-инициатор (АУГ, в ДНК – ТАЦ), кодирующий аминокислоту метионин. Этот кодон первым входит в рибосому. Впоследствии метионин, если он не предусмотрен в качестве первой аминокислоты данного белка, отщепляется.
Генетический код обладает характерными свойствами.
1. Универсальность – код одинаков для всех организмов. Один и тот же триплет (кодон) в любом организме кодирует одну и ту же аминокислоту.
2. Специфичность – каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
3. Вырожденность – большинство аминокислот могут кодироваться несколькими кодонами. Исключение составляют 2 аминокислоты – метионин и триптофан, имеющие лишь по одному варианту кодона.
4. Между генами имеются «знаки препинания» – три специальных триплета (УАА, УАГ, УГА), каждый из которых обозначает прекращение синтеза полипептидной цепи.
5. Внутри гена «знаков препинания» нет.
- Н. С. Курбатова, е. А. Козлова Общая биология лекция № 1. Введение
- Клеточная теория (кт) Предпосылки клеточной теории
- 2. Определение жизни на современном этапе развития науки
- 3. Фундаментальные свойства живой материи
- 4. Уровни организации жизни
- Лекция № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и атф
- 1. Обзор химического строения клетки
- 2. Биополимеры Белки
- Лекция № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
- 3. Биосинтез белка
- Лекция № 4. Основные клеточные формы
- 1. Прокариоты
- 2. Общие сведения об эукариотической клетке
- 3. Функции и строение цитоплазматической мембраны
- 4. Строение и функции клеточного ядра
- 5. Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид
- 6. Строение и функции лизосом и пероксисом. Лизосомы
- 7. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи
- 8. Строение и функции немембранных структур клетки
- 9. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Цитоплазматические включения
- Лекция № 5. Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги
- Лекция № 6. Строение и функции половых клеток (гамет)
- 1. Общие свойства гамет
- 2. Строение и функции яйцеклетки
- 3. Строение и функции сперматозоидов
- 4. Оплодотворение
- Лекция № 7. Бесполое размножение. Формы и биологическая роль
- 1. Биологическая роль бесполого размножения
- 2. Формы бесполого размножения
- 3. Вегетативная форма размножения
- Лекция № 8. Половое размножение. Его формы и биологическая роль
- 1. Эволюционный смысл полового размножения
- 2. Виды полового размножения
- 3. Различия между гаметами
- 4. Нетипичное половое размножение
- Лекция № 9. Жизненный цикл клетки. Митоз
- 1. Понятие о жизненном цикле
- 2. Биологическое значение жизненного цикла
- 3. Митоз. Характеристика основных этапов
- 4. Нетипичные формы митоза
- Лекция № 10. Мейоз: характеристика, биологическое значение
- 1. Стадии мейоза
- 2. Биологическое значение мейоза
- Лекция № 11. Гаметогенез
- 1. Понятия гаметогенеза
- 2. Стадии гаметогенеза
- Лекция № 12. Онтогенез
- 1. Понятие об онтогенезе
- 2. Эмбриональное развитие
- Лекция № 13. Законы наследования
- 1. Законы г. Менделя
- 2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
- 3. Взаимодействия аллельных генов
- 4. Наследование групп крови системы аво
- Лекция № 14. Наследственность
- 1. Неаллельные гены
- 2. Генетика пола
- Лекция № 15. Наследственность и изменчивость
- 1. Виды изменчивости
- 2. Гетероплоидия – изменение числа отдельных хромосом в кариотипе
- 3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
- Лекция № 16. Структура и функции биосферы
- 1. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на биосферу
- 2. Паразитизм как экологический феномен
- Лекция № 17. Общая характеристика простейших (Protozoa)
- 1. Обзор строения простейших
- 2. Особенности жизнедеятельности простейших
- Лекция № 18. Многообразие простейших
- 1. Общая характеристика класса Саркодовые (корненожки)
- 2. Патогенные амебы
- Лекция № 19. Патогенные жгутиконосцы
- 1. Трихомонады (Trichomonas vaginalis) и т. Hominis
- 2. Лямблия (Lamblia intestinalis)
- 3. Лейшмании (Leishmaniae)
- 4. Трипаносомы (Tripanosoma)
- 5. Общая характеристика класса Споровики
- 6. Токсоплазмоз: возбудитель, характеристика, цикл развития, профилактика
- 7. Малярийный плазмодий: морфология, цикл развития
- Лекция № 20. Класс Инфузории (ресничные)
- 1. Обзор строения инфузорий
- 2. Балантидий (Balantidium coli)
- Лекция № 21. Тип Плоские черви (Plathelminthes)
- 1. Характерные черты организации
- 2. Класс Сосальщики. Общая характеристика
- 3. Класс Сосальщики. Его представители
- 4. Общая характеристика класса Ленточные черви
- 5. Цепни
- Лекция № 22. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
- 1. Особенности строения
- 2. Круглые черви – паразиты человека Аскарида
- Лекция № 23. Тип Членистоногие
- 1. Разнообразие и морфология членистоногих
- 2. Клещи
- 3. Клещи – обитатели жилища человека
- 4. Семейство Иксодовые клещи
- 5. Представители семейства Иксодовые клещи. Морфология, патогенное значение
- 6. Представители семейства Аргазовые клещи. Морфология, цикл развития
- Лекция № 24. Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)
- 1. Морфология, физиология, систематика
- 2. Отряд Вши
- 3. Отряд Блохи
- 4. Особенности биологии развития комаров рода Аnopheles, Аеdеs, Culex
- Лекция № 25. Ядовитые животные
- 1. Ядовитые паукообразные
- 2. Ядовитые позвоночные
- Лекция № 26. Экология
- 1. Предмет и задачи экологии
- 2. Общая характеристика среды обитания людей. Экологический кризис
- Список использованной литературы