logo
Krymsky_venochek

Введение

Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Однако подходы к этой проблеме неодинаковы и зависят в значительной степени от конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества, его идеологии.

Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.

Если проблема преподавания и функционирования национальных языков в Крыму постоянно находится в центре внимания, то вопросы возможности познания детьми в дошкольных учреждениях своей национальной принадлежности и культуры только начали обговариваться.

Во многих детских садах Крыма отчасти пытаются решить эту проблему – открываются группы с обучением детей на национальных языках (украинские, крымскотатарские), в содержание образования вводится этнокультуроведческий материал. Однако, иногда вниманию детей дошкольного возраста предлагаются фольклорные и художественные произведения, насыщенные фактами насилия и ужасов военных конфликтов, которые возникали на этнической или религиозной почве. Это может привести к формированию у детей образа врага и негативного отношения к людям иной национальности. Учитывая психические и эмоциональные особенности детей дошкольного возраста, необходимо предлагать им произведения, в которых приводятся примеры мирного сосуществования, дружбы и успешного сотрудничества представителей разных национальностей и религий. Восприятие мира как единой системы многогранных форм существования культур, языков, идей, взглядов, осознание этого разнообразия и единства обусловливают необходимость воспитания у детей таких человеческих качеств, как уважение других культур, религий, взглядов.Возрастает приоритет общечеловеческих ценностей. Усвоение мировой культуры через призму национальной поможет воспитать мировоззрение будущего гражданина Украины, способного действовать не только в своем национальном государстве, но и в мире.

Очевидно, что в целом на полуострове уже назрела необходимость разработки системного подхода в преподавании детям не просто курса народоведения, а «Культуры добрососедства», который будет способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе взаимного уважения, открытости и толерантности.

Пояснительная записка

Содержание образования детей дошкольного возраста определяет государственный стандарт – Базовый компонент дошкольного образования в Украине. В его инвариантной части определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости, обученности и воспитанности, в частности, приобретения детьми навыков личностного общения, взаимного уважения и толерантности.

Вариативная часть государственного стандарта предполагает создание программно-методических материалов, которые должны отразить особенности регионов Украины и удовлетворить потребности и интересы детей – носителей различных культур и языков.

Предлагаемый для дошкольных учебных заведений программно-методический комплекс (ПМК) «Крымский веночек» является первой частью интегрированного специального курса «Культура добрососедства», который направлен на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона. Одной из первоочередных задач современной воспитательной политики является формирование у детей толерантного сознания, в частности, этнической и конфессиональной толерантности. Отражая национальное и региональное своеобразие культур, педагоги должны уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам и религиям.

Толерантность, так же как и другие качества личности не заложены в ней от природы, а складываются постепенно в ходе социализации. Она появляется у ребенка как под воздействием общесоциальных условий, так и в результате целенаправленной деятельности определенных социальных институтов - семьи, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и средств массовой информации. Так как к 4 годам у ребенка появляются первые признаки национального самосознания, именно в этом возрасте целесообразно начинать работу по формированию этнической и конфессиональной толерантности.

Данная часть программы «Культура добрососедства» ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные учебные учреждения.

Цели и задачи

Цельпрограммно-методического комплекса «Культура добрососедства» – воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Это всецело отвечает содержанию и направленности международных и украинских документов о правах ребенка и об образовании, Концепции основных направлений воспитательной работы АРК.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Воспитание начал духовной культуры, формирование духовно-нравственного отношения:

2. Упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома и сам нуждается в его участии.

3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.

4. Воспитание любви, уважения к своей этнической группе, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

5. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающими в Крыму, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.

6. Воспитание уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

7. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных учреждениях.

Структура

Комплекс программно-методических материалов состоит из «Введения», «Пояснительной записки», «Методических рекомендаций», разделов: «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культуры», «Работа с семьей» и Приложений: «Терминологического словаря» и «Списка литературы». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на родном языке и «языке соседа», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе».

Каждый раздел определяет основные цели и задачи в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый объем знаний и умений детей, показатели успешного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также содержит краткие методические рекомендации, относящиеся к содержанию данного раздела.

Терминологический словарь содержит значение основных понятий, встречающихся в программно-методическом комплексе.

Список литературы содержит источники, использованные при составлении программно-методических материалов и рекомендованные педагогам для изучения.

Принципы построения программно-методического комплекса

При разработке содержания разделов мы придерживались следующих концептуальных принципов:

Реализация програмно-методического комплекса

Содержание ПМК является дополнением к базисной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в Украине. Их реализация может осуществляться на организованных занятиях и экскурсиях, при подготовке и проведении утренников и вечеров развлечений (досугов), а также в повседневной жизни: в процессе прогулок, наблюдений, бесед, в индивидуальной работе, в работе с родителями, при чтении художественной литературы, при организации театрализованной деятельности и т.д.