logo
Krymsky_venochek

Методические рекомендации

Элементы национального самосознания появляются у детей уже в 3-4 года. Поэтому педагогам необходимо заботиться о том, чтобы детям дошкольного возраста дать первые элементарные знания, сведения о культуре людей, проживающих в Крыму, привить навыки толерантного взаимодействия.

Чтобы профессионально строить воспитательную работу с детьми, самому педагогу необходимо разобраться с таким основополагающим понятием, как толерантность. В первой статье Декларации принципов толерантности, принятой государствами – членами ООН 16 ноября 1995 г. в Париже и ратифицированной в Украине, содержание термина раскрывается следующим образом:

«1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступок чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».

Понятие этническая толерантность включает в себя два блока:

Выделенные блоки этнической толерантности личности могут быть положены в основу целенаправленной воспитательной работы с детьми по формированию у них толерантного сознания.

Следуя приведенной структуре, целесообразно построить эту работу по двум основным направлениям.

Первое связано с ознакомлением детей с современными ценностями из области межэтнических отношений (интеллектуальная составляющая компетентности в вопросах этноконфессиональной толерантности).

Второе направление ориентировано на то, чтобы научить детей конкретным способам и формам толерантного взаимодействия с представителями других национальностей, приемам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций (практическая составляющая компетентности в вопросе этнической и конфессиональной толерантности).

Реализация толерантного поведения на практике предполагает соблюдение нескольких принципов.

  1. Осознавая себя носителем определенной культуры и языка, признавать это право за другими.

Г. Сковорода писал, что каждый должный познать свой народ и в народе познать себя. Лишь осознав себя частицей своего народа, своей культуры и языка, человек может признать за другим право гордиться своим народом, и открыто проявлять свою этничность. Только в зеркале иной культуры человек может осознать свою собственную, увидеть ее ярче, объемнее, многообразнее, ощутить себя частью целого, хранителем и продолжателем традиций.

  1. Не стремиться подчинить себе другого.

О толерантности можно говорить только в том случае, когда у партнеров отсутствует стремление подчинить, подавить другого своей властью, авторитетом, материальным достатком, силой оружия, следовательно, толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций взаимодействующих субъектов. Оно должно обязательно включать уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности, проявление которой ограничивается в той мере, в какой это требуется для достижения общего результата деятельности.

  1. Изучать другого.

Поскольку толерантность базируется на уважении достоинства взаимодействующих субъектов, то для партнеров становится обязательным изучение того, что каждый из них считает в себе наиболее ценным, значимым для общения. К сожалению, в современном обществе само желание, а тем более умение изучать другого человека как интересного, своеобразного субъекта, редко присутствует и у взрослых, и у детей. Между тем подобная деятельность развивает познавательный интерес и познавательную активность детей, что ведет к развитию творческой личности. Этот аспект чрезвычайно важен для педагогов. Ознакомление детей с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную. Это, в свою очередь, предполагает активный поиск разными людьми того ценного, что может быть основой для их совместного существования. Тем самым у личности формируется способность признавать наличие иных взглядов, мнений, представлений, способов поведения, а также плюралистичность восприятия окружающего мира и отношения к нему. Человек лучше может узнать свою собственную культуру через призму непохожести, увидев ее в зеркале других.

  1. Принимать другого таким, какой он есть.

Это условие означает, что субъекты по взаимодействию не должны стремиться переделать друг друга, а воспринимать другого как нечто целостное со всеми индивидуальными особенностями.

  1. Акцентировать внимание на объединяющих факторах.

Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее, а лишь потом фиксировать внимание на отличительных особенностях в положительном эмоциональном контексте, формируя тем самым позитивные этнические стереотипы.

Общие методологические подходык построению педагогического процесса:

Доброжелательное отношение к человеку иной расы, национальности и конфессиональной группы формируется с учетом трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого (волевого).

Средствамиформирования у детей этики межнационального общения служат педагогически направленное общение со сверстниками и взрослыми людьми разных национальностей, народное творчество, игры, художественная литература и др. Началом работы по формированию у детей толерантности в межнациональном общении служит формирование эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов, языков, культур, вкусов.

Работа с детьми дошкольного возраста в этом направлении должна быть интегрирована по своему содержанию. Дошкольникам рекомендуется дать основные сведения по крымоведению, связанные с историей, культурой, обычаями и бытом народов Крыма, по этике, эстетике, экологии, доступные их возрастному восприятию. Необходимо познакомить детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы.

При ознакомлении с культурой людей, проживающих в Крыму, нельзя обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее общности всех людей на планете или только на общечеловеческие ценности. Необходимо акцентировать внимание детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах. Знакомя детей с культурой людей, следует исходить прежде всего из национального состава группы.

В контексте данной программы следует обратить внимание на то, что воспитание патриотических чувств к своей Родине у детей дошкольного возраста должно базироваться на добром отношении к представителям других национальностей, содействовать овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, на формировании у детей представлений о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.