logo
Все к 3 курсу / ЕНКМ_Заочники / КСЕ_Хорошавина

15.6.2. Проекции времени на сознание человека

Время не есть чистое бытие, но именно оно создает проекции на человеческое сознание тех изменений, которые происходят в телесном мире и составляют суть бытия каждого человека. Народная мудрость гласит: «Время надо наполнять событиями, иначе оно летит незаметно». Поэтому все большие и малые события человек воспринимает исключительно через время. Ярчайший тому пример — библейская «Книга Екклесиаста»:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать,- и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

Долгие годы часы красовались на городских башнях, потом их стали носить на руке. Мы сверяем наши часы, так как общество существует за счет согласованного действия на разных уровнях своей организации. Однако каждая клетка нашего организма оказывается достаточно обособленной пространственно-временной системой, в которой осуществляются процессы обмена веществ. Интенсивность этого обмена у каждого организма индивидуальна. Имеются гипотезы об ускорении и замедлении самого времени в биологических системах. Люди, родившиеся в один день и год, выглядят совершенно по-разному. В 30 паспортных лет один выглядит на 25, а другой — на 40. Это потому, что каждый из нас живет по своим биологическим часам, в своем времени и старится вместе с ним, а социальное время существует для рациональной организации нашей жизни.

Проблема времени еще в древности волновала человеческий ум. Начиная с мифологических представлений о боге времени Кроносе, пожирающем своих детей, и о вневременном бытии, вопросы, связанные с этим понятием, так или иначе ставились и обсуждались почти всеми философами. С другой стороны, в естественных науках понятие времени подвергалось детальному теоретическому исследованию. В последние десятилетия, начиная с 50-х гг., проблема времени вызывает очень сильный интерес. В 1966 г. было создано Международное общество по изучению времени, которое провело множество конференций, где рассматривались функционирование и эволюция сложных материальных систем.

Понятие времени используется везде и всюду. Все исторические события, все процессы протекают во времени. Время «течет» безостановочно. Настоящее — это неуловимое мгновение, разграничивающее прошлое и будущее («Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь»). Реально именно это мгновение, а вместе с ним мы все и весь наш мир непрерывно движемся в будущее, оставляя позади себя нарастающие «пласты» прошлого. Вот мы ожидаем некоторое событие, пока оно пребывает в будущем и еще не произошло. Но наступает момент, и событие свершилось, и теперь это уже история, которая со временем будет все больше отдаляться от нас в прошлое. Недаром говорят о «неумолимом ходе времени». Неспроста возникает безотчетное желание остановить этот ход: «Остановись, мгновенье, — ты прекрасно!» Поэтому мы не расстаемся с фантастическими мечтами о путешествии во времени: если нельзя остановить этот ход, то возможно ли хотя бы в отдельных случаях двигаться навстречу времени, навстречу этому ходу: из будущего — в прошлое? Вот почему каждое поколение людей зачитывается фантастическими романами о путешествии во времени: «Машина времени» Г. Уэллса, «Конец вечности» А. Азимова и т.п.

Следя за событиями, описанными в фантастических романах, мы размышляем над проблемами причинности, взаимосвязи событий. Мы видим, как вмешательство в прошлое приводит к изменениям в будущем. Фантастические экскурсы в прошлые столетия чреваты разрушением прежних связей, они изменяют историю, порождают новую реальность. Уже это говорит о принципиальной невозможности этих путешествий.

Не менее удивительно присущее человеку чувство времени. Тренированный человек может приказать себе проснуться в нужное время — и он действительно проснется в это время. Создается впечатление, что человек обладает своеобразными внутренними часами. Именно так считают физиологи и психологи: ритмично бьется сердце, ритмично работает система дыхания, недавно были обнаружены ритмы головного мозга. Основоположник кибернетики Н. Винер (1894—1964) считал, что именно ритмы головного мозга объясняют нашу способность чувствовать время.

Формирование времени связано у человека с пространством. Термины «сейчас» и «скоро» появились по образу и подобию понятий «здесь» и «близко». Зенон Элейский в V в. до н. э. говорил: «Летящая стрела одновременно и находится в данный момент времени в данной точке пространства и нет». У Гегеля: «Двигаться — означает быть в данном месте и в то же время — не быть в нем, — следовательно, находиться в обоих местах одновременно, в этом состоит непрерывность времени и пространства, которая только и делает возможным движение».

Два события, одновременных в одной системе отсчета, будут одновременны вообще. Слово «сейчас» имеет абсолютный смысл для всего мира: и для нас и для далеких галактик.

Умозаключение Зенона об отсутствии движения как такового вызвало большие толки в научном мире, и имя его не было затеряно в веках. Его нужно благодарить за то, что он заставил ученых пристальнее всматриваться в окружающий мир, поставил вопросы, задевшие за живое и в конце концов позволил продвинуть науку дальше. А она, в свою очередь, давала ответы на вопрос: «Время движется по прямой или по окружности?» Аристотель объединил круг и прямую — получилась спираль. Правда, Аристотель не предполагал свое изобретение в качестве нового образца времени. Но спираль соединяет то, что раньше казалось несопоставимым, что противопоставлялось друг другу, когда говорили о наглядном представлении времени. Однако временная спираль завершает сейчас свой очередной виток...