18.8. Прогнозы «римского клуба»
В феврале 1968 г. итальянский промышленник А. Пиччеи обратился к знакомым из мира бизнеса, науки и техники с письмом, где содержался призыв принять участие в решении вопроса о создавшемся положении в мире. Это явилось поводом к тому, что 30 ученых, бизнесменов и политиков, в основном из развитых стран, собрались в Риме и образовали общество, которое вскоре стало известно под названием «Римский клуб». В 1970 г. группа «независимых интеллектуалов, обеспокоенных судьбами мира», обосновалась в Швейцарии для проведения необычного исследования: с помощью компьютеров создать модель мира, которая давала бы возможность провести глобальный анализ состояния и предсказать возможные направления развития и будущего человечества.
Необходимую финансовую помощь клубу оказал концерн «Фольксваген». Технические условия для исследования и обработки данных обеспечил Массачусетский технологический институт США и Токийский университет. В «Римский клуб» вошли более ста человек — ученых из различных стран и представивших сложный калейдоскоп противоречивых и взаимосвязывающих сценариев развития человечества. Например, имеются сценарии «Римского клуба», предусматривающие отказ от вооружения, ликвидацию «псевдопотребностей» — никотина, алкоголя, наркотиков.
В 1972 г. профессор Д. Медоуз издал книгу «Пределы роста», где был сделан основной вывод: если промышленное развитие пойдет так и дальше, то уже через 75 лет наступит коллапс — глобальная экологическая катастрофа. Таким образом, концепции «Римского клуба», сводятся к поискам пределов научно-технического и социального прогресса.
Книгу «Пределы роста» широко комментировали ученые разных стран. Медоуз применил метод так называемой экстраполяции, который изобилует излишними условностями. Так, прогноз на 2100 г. базируется на основе данных, структурных связей и отношений, которые должны были характеризовать рост производительных сил, начиная с 1990 г. Медоуз руководствовался средними показателями, не принимая во внимание ни темпы роста населения, различные в разных странах, ни доходы на душу населения, которые тоже зависят от места проживания человека. Сутью мировой модели Медоуза явилось положение: «Чем больше людей, тем меньше богатства».
В 1974 г. Медоуз опубликовал новую книгу «Динамика роста в ограниченном мире». В ней, Опираясь на новые факты, он продолжил развитие концепции «нулевого роста». Непримиримым критиком теории «нулевого роста» является известный американский биолог Ком-монер, законы экологии которого мы уже рассматривали в рамках этого курса (см ТЕМУ 18.2.1). В книге «Замкнутый круг» Коммонер решительно выступает против теории «замораживания прогресса».
Стремясь ликвидировать недостатки, допущенные в работе Медоуза, директор Механического института в Ганновере американец Э. Пестель и профессор прикладной математики из Кливленда (США) М. Мессарович опубликовали в 1974 г. новый доклад «Римского клуба» под названием «Человечество на перепутье», который был задуман как самый мощный взрыв футурологии. Учитывая аргументированную критику модели Медоуза, авторы рассматривали мир уже не как единую систему, а как сложное явление связанных между собой подсистем: экономики, техники, экологии, населения и т.д. Ими был сделан вывод о том, что катастрофы и потрясения могут развиваться неодинаковыми темпами. Состояние опасной или серьезной ситуации в одной из подсистем не обязательно может привести к «коллапсу» всего человечества. Авторы утверждают, что катастрофические кризисы проявятся в различное время и в разных регионах, но будут переплетаться между собой и, подобно цепной реакции, захватят весь мир.
Таким образом, участникам «Римского клуба» проблема поиска путей выхода из создавшегося положения виделась в радикальном изменении ценностных ориентаций человека и человечества и в постепенном улучшении «человеческого материала».
- Серия «Высшее образование»
- Содержание
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития 13
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 40
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе 71
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности 80
- Тема 9. Принципы симметрии 82
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе 104
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ 114
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи 120
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем 128
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи 141
- Тема 15. Пространство и время 154
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе 172
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 193
- Тема 18. Экология. Законы экологии 217
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания 237
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность 248
- Введение
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития
- 1.1. Предмет естествознания. Основная терминология
- 1.2. Основные закономерности развития естествознания
- 1.2.1 .Необходимость и случайность
- 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки
- 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания
- 1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки
- 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания
- 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке
- 1.2.7. Интернациональный характер развития науки
- 1.2.8. Взаимодействие естественных наук
- 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук
- 1.2.10. Социальные функции естествознания
- 1.3. Основные этапы развития естествознания
- 1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания
- 1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. До н. Э.
- 1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества
- 1.3.1.3. Естествознание V в. До н. Э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора
- 1.3.1.4. Естествознание IV в. До н.Э.
- 1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа
- 1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. До н. Э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста
- 1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции
- 1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения
- 1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв.
- 1.3.1.10. Естествознание XVIII в.
- 1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. И конец натурфилософии
- 1.3.2. «Русский космизм»
- 1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений
- 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи
- 1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи
- 1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи
- 1.3.5. Новейшая революция в естествознании
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2.1. Научная теория. Основная терминология
- 2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории
- 2.2.1. Структура естественнонаучной теории
- 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории
- 2.3. Культура
- 2.4. Естественная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- 3.1. Атомизм древности
- 3.2. Механистический атомизм
- 3.3. Сокрушительный удар по принципам механицизма
- 3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма
- 3.5. Квантовая теория строения атома
- 3.6. Существенные особенности атомизма XX в.
- 3.7. Континуальная концепция
- 3.8. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.9. Элементарные частицы
- 3.10. Выводы
- Тема 4. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.1. Материя. Всеобщие атрибуты материи
- 4.2. Структура и системная организация материи
- 4.2.1. Структура материи
- 4.2.2. Структурная бесконечность материи
- 4.3. Системная организация как атрибут материи
- 4.4. Структурные уровни организации материи
- 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.4.2. Структурные уровни различных сфер
- Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем
- 5.1. Система и целое
- 5.2. Часть и элемент
- 5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент
- 5.2.2. Взаимодействие части и целого
- 5.3. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей
- 5.4. Взаимосвязь единичного и общего
- 5.5. Интеграция частей
- 5.5.1. Свойства интеграции
- 5.5.2. Три механизма сборки
- 5.5.2.1. Механический детерминизм
- 5.5.2.2. Связь по типу корреляции
- 5.5.2.3. Связь по типу субординации
- Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности
- 6.1. Неустранимость неопределенности
- 6.2. Неопределенностные процессы в искусстве
- 6.2.1, Кубизм
- 6.2.2. Футуризм
- 6.2.3. Абстракционизм
- 6.2.4. Экспрессионизм
- 6.2.5. Сюрреализм
- 6.2.6. Импрессионизм
- 6.2.7. Постимпрессионизм
- 6.3. Неопределенность в биологии
- 6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи
- 6.5. Принцип неопределенности
- 6.6. Неопределенность и случай — реальные компоненты развития
- 6.7. Сферы проявления неопределенности. Виды неопределенности
- 6.8. Парадокс неопределенности
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- 7.1. Хаос
- 7.1.1. Этимология понятия «хаос»
- 7.1.2. Хаос и мифы
- 7.1.3. Примеры хаоса
- 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса
- 7.1.5. Причины хаоса
- 7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса
- 7.3. Поиск механизмов объяснения порядка и хаоса
- 7.4. Роль энтропии как меры хаоса
- 7.5. Порядок
- 7.5.1. Математизированный порядок
- 7.5.2. Организмический стиль
- 7.5.3. Психологическая версия порядка
- 7.6. Диалектическое единство 0-мерной точки
- 7.7. Выводы
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- 8.1. Принцип дополнительности
- 8.2. Принцип суперпозиции
- 8.3. Принципы относительности
- 8.3.1. Принцип относительности Галилея
- 8.3.2. Принцип относительности Эйнштейна
- 8.3.3. Теория относительности Эйнштейна
- Тема 9. Принципы симметрии
- 9.1. Категории симметрии
- 9.1.1 Симметрия
- 9.1.1.1. История возникновения категорий симметрии
- 9.1.1.2. Симметрия в архитектуре
- 9.1.1.3. Симметрия в технике
- 9.1.2. Асимметрия
- 9.1.2.1. Асимметрия в живой природе
- 9.1.2.2. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой
- 9.1.2.3. Опыты Пастера и Кюри
- 9.1.3. Дисимметрия
- 9.1.4. Антисимметрия
- 9.2. Операции симметрии
- 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии
- 9.2.2. Поворотная симметрия
- 9.2.3. Отражение в центре симметрии
- 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние
- 9.2.5. Винтовые повороты
- 9.2.6. Симметрия и законы роста
- 9.2.7. Симметрия подобия
- 9.3. Симметрия в познании
- 9.4. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии
- 9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии
- 9.4.2. Внутренние принципы симметрии
- 9.5. Пифагор и пифагорейский союз
- 9.6. Царство чисел
- 9.7. Золотое сечение—закон проявления гармонии в природе
- 9.7.1. Числа Фибоначчи
- 9.7.2. Золотое сечение в астрономии
- 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке
- 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира
- 9.7.5. Выводы
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- 10.1. Проблемы детерминизма и причинности
- 10.2. Фундаментальные физические законы
- 10.2.1. Законы сохранения физических величин
- 10.2.1.1. Закон сохранения массы
- 10.2.1.2. Закон сохранения импульса
- 10.2.1.3. Закон сохранения заряда
- 10.2.1.4. Закон сохранения энергии в механических процессах
- 10.2.1.5. Законы сохранения в микромире
- 10.3. Динамические и статистические законы
- 10.4. Закон возрастания энтропии
- 10.4.1. Первый закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя первого рода
- 10.4.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода
- 10.5. Принцип минимума диссипации энергии
- 10.6. Редукционизм
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ
- 11.1. Формы движения материи
- 11.2. Вещества и их свойства
- 11.3. Энергетические эффекты химических реакций
- 11.4. Скорости химических реакций
- 11.5. Катализаторы химических реакций
- 11.6. Равновесие в химических реакциях
- 11.7. Принцип ле шателье
- 11.8. Модель, объясняющая равновесие
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- 12.1. Основные этапы становления идеи развития в биологии
- 12.2. Концепции происхождения живого
- 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни
- 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого
- 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса
- 12.2.4. Гипотеза Опарина
- 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни
- 12.3. Биоэнергоинформационный обмен
- 12.4. Биологическая вечность жизни
- 12.5. Метаболизм
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- 13.1. Эволюционная теория дарвина
- 13.1.1. Изменчивость
- 13.1.2. Наследственность
- 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью
- 13.1.4. Естественный отбор
- 13.2. Классы механизмов эволюции
- 13.2.1. Адаптационные механизмы
- 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции
- 13.2.3. Принцип а. Пуанкаре. Закон дивергенции
- 13.3. Три период формирования эволюционной теории дарвина
- 13.4. Основные свойства развития
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи
- 14.1. Отражение и движение
- 14.2. Внутренние и внешние стороны отражения
- 14.3. Отражение— всеобщее свойство материи
- 14.4. Основные свойства отражения
- 14.4.1. Аккумуляция
- 14.4.2. Избирательность
- 14.4.3. Опережающее отражение действительности
- 14.4.4. Адекватность
- 14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.1. Адаптация
- 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого
- 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости
- 14.6. Концепция адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1.1. Реакция тревоги
- 14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление
- 14.6.1.3. Истощение
- 14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия
- 14.6.1.5. Стресс и дистресс
- 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения
- 14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением
- 14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму
- 14.6.3. Выводы
- Тема 15. Пространство и время
- 15.1. Понятия пространства и времени
- 15.2. Развитие представлений о пространстве и времени
- 15.3. Общие свойства пространства и времени
- 15.4. Специфические свойства пространства и времени
- 15.5. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире
- 15.5.1. Трехмерность пространства
- 15.5.2. N-мерность пространства
- 15.5.3. Социальное пространство
- 15.6. Время
- 15.6.1.1. Длительность времени
- 15.6:1.2. Прерывность и непрерывность.
- 15.6.1.3. Вечность времени
- 15.6.1.4. Необратимость времени
- 15.6.1.5. Одномерность времени
- 15.6.2. Проекции времени на сознание человека
- 15.6.3. Социальное время
- 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора н.А. Козырева
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 16.1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки
- 16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой
- 16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы
- 16.1.1.2. Самоорганизующиеся системы
- 16.1.1.3. Связь кибернетики с процессом самоорганизации
- 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований
- 16.1.2.1. Понятие синергетики
- 16.1.2.2. Отличие синергетики от кибернетики
- 16.1.2.3. История становления синергетики как науки
- 16.1.2.4. Связь синергетики с другими науками
- 16.2. Самоорганизация
- 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации
- 16.2.1.1. Структурные компоненты процесса самоорганизации
- 16.2.1.2. Свойства самоорганизующейся системы
- 16.2.1.3. Механизм, обеспечивающий организационный процесс
- 16.3. Характеристики процесса самоорганизации
- 16.3.1. Гомеостаз
- 16.3.2. Обратная связь
- 16.3.3. Информация
- 16.3.3.1. Этимология понятия «информация»
- 16.3.3.2. Роль и место информации
- 16.3.3.3. Понятие ценности информации
- 16.3.3.4. Информация и память
- 16.3.3.5. Две точки зрения на информацию
- 16.4. Роль синергетики в становлении нового понимания
- 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии
- 16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм
- 16.4.2.1. Важнейшие достижения современной науки в познании структуры и развития материи
- 16.4.2.2. Инфляционная теория
- 16.4.2.3. Модель Большого взрыва
- 16.4.2.4. Различные ветви эволюции
- 16.4.2.5. Самоорганизация материи на Земле
- 16.5. Развитие научного знания как синергетический процесс
- 16.6. Синергетика и социальное развитие
- 16.7. Синергетика и современное видение мира
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- 17.1. Судьба научных идей в.И. Вернадского
- 17.1.1. Учение в.И. Вернадского
- 17.1.2. Значение идей в.И. Вернадского
- 17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся система
- 17.2.1. Возникновение учения о биосфере
- 17.2.2. Основные идеи в.И. Вернадского по проблемам биосферы
- 17.2.3. Составные части биосферы
- 17.2.3.1. Атмосфера как составная часть биосферы
- 17.2.3.2. Гидросфера — водная оболочка Земли
- 17.2.3.3. Литосфера — поверхность твердого тела Земли
- 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система
- 17.3. Взаимодействие косного и живого веществ
- 17.3.1. Живое вещество
- 17.3.2. Косное и живое вещества
- 17.3.2.1. Круговорот органического вещества
- 17.3.2.2. Формирование и эволюция биосферы
- 17.4. Многообразие живых организмов— основа организации и устойчивости биосферы
- 17,4.1. Распределение живого вещества
- 17.4.2. Классификация живого вещества
- 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества
- 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества
- 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли
- 17.5. Факторы, свидетельствующие в пользу земного происхождения жизни
- 17.6. Космопланетарный характер биосферы
- 17.6.1. Этап «химической эволюции»
- 17.6.2. Природно-радиационный фон
- 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила
- 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы
- 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы
- 17.7. Учение в.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу
- 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума
- 17.7.1.1. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы
- 17.7.1.2. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»
- 17.7.1.3. Методологический смысл понятия «ноосфера»
- 17.7.2. Ноосфера и развитие общества
- 17.8. Единая картина развития мира
- 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности
- 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма
- 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- 18.1. Экология
- 18.2. Законы экологии
- 18.2.1. Законы экологии Коммонера
- 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология
- 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем
- 18.2.3.1. Уровень «человек — воздух»
- 18.2.3.2. Уровень «человек — вода»
- 18.2.3.3. Уровень «человек — почва»
- 18.2.4. Анализ законов экологии
- 18.2.5. Дополнительные законы экологии
- 18.3. Проблема рационального природопользования
- 18.3.1. Принципы охраны природы
- 18.3.2. Принципы защиты биосферы
- 18.3.3. Мероприятия по охране природы
- 18.3.3.1. Охрана земель и недр
- 18.3.3.2. Охрана воды
- 18.3.3.3. Охрана воздушной среды
- 18.3.3.4. Шумовые загрязнения
- 18.3.3.5. Охрана растительности
- 18.3.3.6. Охрана животных
- 18.4. Закон необходимого разнообразия в экологии
- 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная»
- 18.4.2. Экология и культура
- 18.4.3. Экология, право и мораль
- 18.5. Биоэтика
- 18.6. Ресурсная и биосферная модели развития
- 18.6.1. Ресурсная модель
- 18.6.2. Биосферная модель
- 18.6.3. Виды воздействия на биосферу
- 18.6.3.1. Сравнительная оценка разрушительного воздействия на биосферу различных стран
- 18.7. Модель устойчивой мировой системы
- 18.8. Прогнозы «римского клуба»
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания
- 19.1. Социология и этика биологического познания
- 19.2. Генетика
- 19.2.1. Законы Менделя
- 19.2.2. Развитие генетики
- 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики
- 19.2.3.1. Механизм наследственности
- 19.2.3.2. Формы изменчивости
- 19.2.3.3. Мутации
- 19.3. Развитие нервной системы
- 19.4. Генная инженерия
- 19.5. Программа «геном человека»
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 20.1. Человек
- 20.2. Экология человека и медицина
- 20.2.1. Здоровье человека
- 20.2.2. Проблема болезни и здоровья
- 20.2.3. Единство человека и природы
- 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела
- 20.2.5. Валеологические уровни здоровья
- 20.3. Эмоции, творчество, работоспособность
- 20.3.1. Эмоции
- 20.3.1.1. Приспособительный характер эмоций
- 20.3.1.2. Ориентировочный инстинкт эмоций
- 20.3.1.3. Виды эмоций
- 20.3.1.4. Эмоции и общественное сознание человека
- 20.3.2. Творчество
- 20.3.3. Работоспособность
- 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
- 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности
- 20.4. Сознание
- 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека
- 20.4.2. Задачи мозга
- 20.4.3. Интеллект личности
- 20.4.4. Информация и мозг
- 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга
- 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга
- 20.5. Идея целостности
- Приложение
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и биологические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Темы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы
- Тема 15. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Оглавление
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- Тема 9. Принципы симметрии
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материй
- Тема 15. Пространство и время
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность