logo
Все к 3 курсу / ЕНКМ_Заочники / КСЕ_Хорошавина

16.3.3.3. Понятие ценности информации

Понятие ценности информации довольно сложно, так как информация — это не просто некоторое возмущение, внешний сигнал, действующий на систему, но и внутренняя оценка этого возмущения или сигнала. Информация и ее оценка возникают и могут быть понятыми лишь в контексте «субъект—объект».

В процессе развития человечества передавались знания и навыки, необходимые для выживания племени, рода, популяции. Чем более квалифицированным был носитель знаний, опыта, мастерства, тем выше была ценность передаваемой информации, тем лучше она позволяла последующим поколениям производить все большее количество совершенных форм и т.п.

Ценность передаваемой и хранимой информации проявилась и в рождении еще одного своеобразного механизма отбора — морали и нравственности. Тот устойчивый механизм поведения, который формировался на основе определенных норм поведения, стал источником морали и нравственности, значение которых для судеб человечества непрерывно возрастает.

На процесс формирования устоев и нравственности ушли десятки, а может быть, и сотни лет. И нормы поведения никогда не были однозначными и неизменными. Однако и их возникновение и их изменение порождались не целесообразностью, а информацией. Если ценность информации определяется качеством поведения, вырабатываемого на ее основе, то это означает, что в игру вступает интеллект. Он сопоставляет, анализирует, делает выводы, принимает решения. Интеллект дает возможность не только предвидеть результаты, но и осознать противоречивость их целей, принципиальную многокритериальность их бытия. Ситуация типа «буриданов осел» — типичная человеческая ситуация (другой пример — «синица в руках и журавль в небе»). Животный мир не знает подобных коллизий. Объясняется это тем, что человек живет в условиях, отличающихся значительно большей неопределенностью, чем животные, — тех не гложут сомнения. Этот уровень неопределенности и является источником не только нетривиальных решений, но и возможных ошибок, когда человек, отнюдь не желая, действует тем не менее во вред себе самому.