logo
Все к 3 курсу / ЕНКМ_Заочники / КСЕ_Хорошавина

16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии

Данные синергетики таковы, что логически приводят специалистов к высказываниям о необходимости нового, нетрадиционного миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в восточной философии, и в этой связи — новом понимании места человека в мире и новой стратегии науки в познании действительности.

Восточная философия, ее взгляды на мировое устройство и эволюцию носят целостный и логичный характер. Представители созданного в середине XIX в. в России умонастроения, названного впоследствии «русским космизмом» (см. ТЕМУ 1.3.2), отталкивались от восточных взглядов на мировую гармонию. Цельность восприятия мирового устройства на Востоке оказала влияние на развитие русской естественнонаучной мысли и послужила причиной глубокого взаимопроникновения научной и философской мысли в России.

Из диалога с природой, начатого наукой, рассматривающей природу как некий автомат, родился совершенно новый взгляд на исследование природы, в контексте которого содержится утверждение о том, что активное вопрошание природы есть неотъемлемая часть ее внутренней активности.

Древние китайцы мыслили синергетически. Оценка механизма резонансного возбуждения и его настройка на внешние факторы вызывает ассоциации с древнекитайским учением — даосизмом — и его мировоззренческой ориентацией на органическую целостность мира. Все связано со всем: каждый цветок, каждый камень — это элементы мировой гармонии.

Представления о цветке и камне в восточной философии как необходимых элементах мировой гармонии говорят о том, что неосторожное вмешательство в процессы даже второстепенной важности могут привести к нарушению гармонии мира. Эти представления (как паутина в лесу: в одном месте тронь — в другом отзовется) вполне уживаются с нашим осознанием причин кризисных и экологических явлений.