logo
Бейли М

Транспортная цепочка

В большинстве случаев тропические рыбки, выставленные на продажу, перевезены за сотни или тысячи километров от места их происхождения. Поэтому перевозка декоративных рыбок на большие расстояния является важной составной частью торговли этими рыбками.

Кроме того, декоративные рыбки проходят через несколько рук после того, как покинут свою родную ферму или место, где их поймали, до того момента, когда их выпустят в аквариум нового хозяина-аквариумиста. Цепочка промежуточных хозяев обычно включает фермера, вырастившего этих рыбок, или поймавшего их рыбака, затем экспортера, перевозчика, импортера, оптового торговца (который иногда, хотя и не всегда, одновременно является импортером), розничного торговца и, наконец, аквариумиста. В некоторых случаях в этой цепочке могут быть дополнительные звенья – например, пункты временного размещения рыб. В таких местах собирают партии рыб, предназначенных для экспорта.

Пункты временного содержания рыб

В основном диких рыб вылавливают местные рыбаки в отдаленных уголках. Эти места находятся далеко от стран, для которых эти рыбки в конечном итоге предназначаются. Поэтому очередной шаг – это сбор всех рыбок в каком-нибудь месте перед следующим этапом их путешествия к домашнему аквариуму. Вначале их держат в контейнерах – обычно в клетках, подвешенных в их родных водоемах. Это может продолжаться много дней или даже недель – до тех пор, пока не соберется достаточно большое количество рыбок, чтобы можно было оправдать усилия и затраты, связанные с их транспортировкой на следующий пункт временного размещения, куда доставляют рыб от многочисленных групп рыбаков со всей местности.

Как и у местных рыбаков, в пункте временного размещения рыб держат до тех пор, пока не соберется достаточно большая партия для экспорта. Иногда эти местные пункты снабжают поголовьем рыб более крупные, «центральные» пункты. Таким образом, рыбы проходят по этой установившейся цепочке, пока не попадают на экспортный пункт, который находится недалеко от международного аэропорта.

Упаковка рыб для воздушной перевозки

В большинстве случаев рыб перевозят на воздушном транспорте. Это оказывает значительное влияние на окончательную розничную цену рыб. Рыб, в отличие от других животных, нужно перевозить в воде, которая значительно увеличивает вес груза, а следовательно, и стоимость перевозки. Таким образом, живых рыб приходится упаковывать как можно плотнее, чтобы свести к минимуму стоимость авиаперевозки, приходящуюся на одну рыбу. Реальная плотность рыб по отношению к объему воды может быть разной – она зависит от размеров и вида рыб.

Рыб упаковывают в пластиковые (полиэтиленовые) пакеты, которые приблизительно на одну треть наполняют водой и на две трети – кислородом. Экспортеры декоративных рыбок придумали несколько способов, позволяющих максимально увеличить плотность упаковки рыб, но так, чтобы это не приводило к высокой смертности. Например, пару дней до упаковки полезно вообще не кормить рыб – это позволяет свести к минимуму количество отходов, выделяемых ими во время перевозки, и тем самым снизит риск возникновения проблемы качества воды. К воде можно добавить различные химические вещества – например, гранулы цеолита (клиноптилита), который удаляет аммиак. Некоторые экспортеры с целью седативного воздействия на рыб, замедления у них метаболических процессов и снижения количества выделяемых ими продуктов жизнедеятельности добавляют в воду, в которой предстоит перевозить рыб, анестезирующие средства – например, феноксиэтанол. Кроме того, седативное воздействие позволяет устранить агрессивное поведение (которое может еще сильнее проявляться в ограниченном и переполненном пространстве) и тем самым снизить вероятность ранений, полученных в драках. Метаболическую активность рыб во время перевозки можно снизить также путем понижения температуры воды на несколько градусов.

После упаковки пакеты с рыбами помещают в ящики из пенополистирола, которые обеспечивают им защиту и постоянную температуру, а затем отвозят в аэропорт. Решающее значение имеет точный расчет времени, которое должно уйти на всю эту процедуру. Упаковка должна быть завершена и ящики доставлены в аэропорт в такой момент, чтобы оставалось еще достаточно времени для выполнения всех формальностей с документами и погрузки в самолет. В то же время это нужно сделать как можно позже, чтобы рыбы провели в упаковке как можно меньше времени. В случае значительной задержки взлета самолета всю партию рыб иногда приходится возвращать на экспортный пункт и распаковывать. В конце концов рыб снова отправляют через несколько дней или недель, когда они оправятся от стресса, вызванного предыдущей упаковкой.

Весь процесс перевозки рыб, начиная от упаковки у экспортеров и кончая распаковкой у импортеров, может занимать до полутора суток, а иногда и больше. В течение этого времени рыб не осматривают. Однако перевозка живых рыб должна соответствовать правилам перевозки животных, установленным Международной ассоциацией авиатранспорта.

От импортера в аквариумный магазин

Как только рыбы прибудут в страну назначения, импортер, который заказал их, забирает их в аэропорту и везет к себе. Там их держат во временных аквариумах, чтобы они могли оправиться после трудного путешествия в ожидании продажи оптовому торговцу. Иногда импортер одновременно является оптовым торговцем. В любом случае именно оптовый торговец снабжает рыбками зоомагазины, которые расположены по всей стране.

Импортер и оптовый торговец обычно держат рыб в огромных закрытых помещениях – это так называемые «рыбьи дома». Как правило, обогревается все помещение, а не отдельные аквариумы или баки с водой, в которых находятся рыбы. Иногда у каждого аквариума есть отдельная фильтрационная система, которая приводится в движение воздушным потоком (эрлифтом). Централизованная фильтрация применяется реже, поскольку вероятность заболеваний среди только что ввезенных в страну рыб довольно высока и соответственно велик риск распространения этих заболеваний через централизованную систему фильтрации. Из-за большой вероятности возникновения болезней новых рыб обычно подвергают профилактическому лечению – прежде всего от наружных паразитов. За рыбками наблюдают и ищут у них признаки других болезней, а те болезни, которые проявляются, лечат. К сожалению, некоторые потери из-за стресса и других проблем, связанных с перевозкой (см. ниже), неизбежны.

Перед каждым последующим этапом путешествия рыб в аквариумный магазин их нужно снова упаковать в полиэтиленовые пакеты с кислородом. Но анестезирующие средства уже не применяются, поскольку на этот раз предстоит более короткое путешествие. Затем пакеты с рыбами укладывают в ящики из пенополистирола. Рыб перевозят к месту назначения, либо пользуясь услугами профессиональных перевозчиков, либо на транспорте, принадлежащем импортеру или оптовому торговцу.

В розничной торговле рыб снова распаковывают и в идеальном случае дают им возможность восстановить силы во время карантинного периода, прежде чем продать их аквариумисту-любителю.

Рыбы, которые прошли через различные этапы транспортной цепочки, неизбежно испытывают стресс, который может оказать вредное воздействие на их иммунную систему, сделав их более уязвимыми перед болезнями.

Повышенная вероятность возникновения болезней во время перевозки или после нее означает, что на одном или нескольких этапах прохождения по цепочке рыб следует подвергать карантину. Период карантина необходим не только для того, чтобы скрытые болезни могли проявиться и их можно было вылечить, но и для того, чтобы дать рыбам возможность оправиться после столь тяжелого испытания. В идеальном случае, прежде чем предложить их покупателю, им еще должны предоставить завершающий карантинный период в аквариумах розничного магазина. К несчастью, такое случается не всегда.