logo
652794_DC52D_konspekt_lekciy_dlya_ekzamena_po_k

59. Молекулярные механизмы активного транспорта.

Основные особенности первично активного транспорта:

  1. Осуществляется против концентрационного градиента.

  2. Система первичного транспорта очень специфична.

  3. Для его обеспечения необходима АТФ или другие источники энергии.

  4. Обменивает один вид ионов на другой (К/Na насос).

  5. Активный транспорт с помощью ионных насосов избирательно подавляется блокирующими агентами.

Механизм вторично активного транспорта заключается в переносе веществ через мембрану против концентрационного градиента, обеспечиваемом энергией, которая высвобождается при переносе другого вещества по градиенту. В отличие от первично активного транспорта, энергия для которого высвобождается при гидролизе АТФ.

Механизм работы K/Na-АТФазы.

Фермент состоит из двух субъединиц, закреплённых в мембране. Для закрепления необходимы фосфолипиды, при их отсутствии прекращается АТФазная активность фермента.

  1. На первом этапе фермент расположен у внутренней стороны мембраны, где происходит его фосфорилирование и присоединение иона Na+. Происходит расщепление АТФ. Это приводит к изменению конформации белка и перемещению его к наружной стороне мембраны. Энергия для этого процесса берётся от расщепления АТФ.

  2. Изменение приводит к тому, что новая конформация имеет низкое сродство к Na+ и высокое сродство к K+. При этом, на внешней стороне мембраны выделяется натрий и присоединяется калий. Это в свою очередь приводит к новому изменению конформации и возвращению K/Na-АТФазы к внутренней стороне мембраны.

  3. На внутренней стороне мембраны происходит отщепление АДФ и фосфата, фермент снова готов к новому циклу работы.

Энергия АТФ используется для осуществления переходов между конформациями, имеющими разное сродство к Na+ и K+. За каждый цикл работы переносится 2 иона калия и 3 иона натрия.