Модели объединения и большой взрыв
Отсутствие земных перспектив заставляет физиков-теоретиков, занимающихся проблемами объединения, обращаться к космологии, к первым мгновениям большого взрыва.
Как известно, согласно теории горячей Вселенной связь между возрастом t и температурой Вселенной Т по порядку величин дается соотношением t ~ mpT-2. Так что температура порядка 1015–1019 ГэВ отвечает возрасту 10-36–10-44 с. Такая сверхюная Вселенная является естественной лабораторией для проверки моделей великого объединения и суперобъединения.
При высокой температуре вакуумного скалярного конденсата нет. Он появляется при остывании Вселенной. Если процесс остывания происходит достаточно быстро, так что между различными областями пространства не успевает осуществиться обмен сигналами, то фазы конденсата фиксируются независимо в этих областях и не скоррелированы друг с другом.
Вакуум метастабилен, если отвечающий ему минимум потенциала не является абсолютным минимумом. Переход из метастабильного вакуума в стабильный энергетически выгоден, но, как видно переход этот – подбарьерный; классически он запрещен. Переход происходит путем подбарьерного, квантового рождения пузырька нового вакуума, который затем расширяется классически, причем скорость этого расширения довольно быстро приближается к скорости света.
На более ранних этапах, когда Вселенная была достаточно горячей, в ней доминировал газ релятивистских частиц («фотонный газ»). В этом случае из простых размерных соображений следует, что r ~ а-4. (Плотность числа фотонов падает, как а-3, а энергия каждого из фотонов падает, как а-1, поскольку длина волны фотона растет с ростом масштабного фактора. Сравните это с известным соотношением r ~ Т4 для излучения черного тела.)
Значение плотности, отвечающей плоской Вселенной (K = 0), называют обычно критической плотностью и обозначают rc.
Теория инфляционной Вселенной возникла в 1980 г. Сегодня есть ряд различных конкретных сценариев, отличающихся друг от друга механизмами возникновения и разрушения космологического члена. У одних авторов космологический член создается квантовыми гравитационными эффектами, у других – стандартным хиггсовым потенциалом, у третьих – хиггсовым потенциалом Коулмена – Вайнберга.
Контрольные вопросы
1. Что такое космология?
2. Мир галактик.
3. Реликтовое радиоизлучение.
4. Химический состав Вселенной.
5. О возможных возрастах Метагалактики.
6. Физические процессы в горячей Вселенной.
7. Образование галактик.
8. Черная дыра – как доказать её существование.
9. Модели объединения и большой взрыв.
- Методические рекомендации
- Вводная лекция 1. Иерархия и взаимосвязь естественных наук
- Структура физики
- Наука нового времени
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Структурные уровни, организации материи Происхождение и роль симметрии в природе
- Симметрия и законы сохранения
- Действие фундаментальных физических законов на разных уровнях структурной организации материи, их инвариантность и качественное своеобразие для каждого уровня
- Значение инвариантности как фундамента естествознания. Спонтанное нарушение симметрии
- Лекция 3. Макромир: динамические закономерности (Механика) Основные понятия механики
- Три закона Кеплера и гармония мира
- Развитие классической механики
- Динамические закономерности. Особенности детерминистской картины мира
- Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
- Лекция 4. Макромир: статистические закономерности
- Термодинамика
- Энтропия
- Обращение времени
- Статистическая физика и термодинамика
- «Тепловая смерть» Вселенной
- Необратимость и механика
- Объяснение необратимости сложных динамических систем
- Статистические закономерности
- Статистические закономерности в общественных науках
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое
- Структура
- Атомистика и холизм
- Поля и частицы
- Электродинамика
- Электромагнитные волны
- Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
- О принципе дополнительности
- Квантовая механика и естественные науки
- Квантовая механика и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Периодическая система химических элементов
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Мегамир: концепции теории относительности Пространство-время
- Теория относительности
- Пространство-время и причинность
- Релятивистская механика
- Расширение Вселенной и шкала космических расстояний
- Космологические парадоксы
- Релятивизм и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Современная астрофизика Космология
- Мир галактик
- Нестационарность Вселенной
- Реликтовое радиоизлучение
- Химический состав вещества и возраст Метагалактики
- Релятивистская теория тяготения и космологические решения Фридмана
- Образование галактик
- Очень ранняя Вселенная
- Элементарные частицы и космология
- Чёрная дыра
- Модели объединения и большой взрыв
- Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
- Метод объектов – носителей свойств
- Физика как теоретическая основа естествознания
- Биология
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Человек и природа Биологическая химия (процессы происходящие в организме человека)
- Особенности биологического уровня организации материи
- Принципы эволюции и воспроизводства живых систем
- Экология и здоровье
- Биосфера и ноосфера
- Синергетика
- Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики
- Контрольные вопросы по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Литература:
- 1.Основная
- 2.Дополнительная