Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
1. Что такое жизнь?
1. Способ существования белковых тел.
2. Взаимодействие белков и углеводов.
3. Взаимодействие органических молекул.
4. Способ взаимодействия клеточных структур.
2. Что такое научная революция?
1. Переворот в общественном сознании.
2. Кардинальное изменение наших представлений.
3. Изменение сущности понятий.
3. Что такое картина Мира?
1. Описание законов природы.
2. Описание пространственно-временных отношений в Природе.
3. Физические законы в их взаимосвязи.
4. Связь физических и химических законов.
4. Что такое макромир?
1. Совокупность законов Природы, действующих вокруг нас.
2. Совокупность законов, действующих во Вселенной.
3. Совокупность механических, квантово-механических и электромеханических законов.
4. Описание окружающей действительности со всей глубиной, действующих в ней законов Природы.
5. Что такое Мегамир?
1. Описание поведения звезд, галактик и межзвездной среды.
2. Описание квазаров, черных дыр и нейтронных звезд во Вселенной.
3. Исследование светящихся объектов на небесной сфере.
4. Совокупность законов Природы, действующих во Вселенной.
6. Что такое Микромир?
1. Мир атомов и молекул.
2. Мир атомов, молекул, атомных ядер и элементарных частиц.
3. Мир объектов, починяющихся законам квантовой физики.
4. Мир микрообъектов, подчиняющийся законам классической физики.
7. Научная революция начала XX века связана с:
1. с открытием рентгеновских лучей;
2. с открытием явления радиоактивности;
3. с открытием внутреннего строения атомов и их ядер;
4. с созданием модели атома Бора.
8. Энтропия определяется как:
1. отношение приращения теплоты к приращению температуры;
2. отношение приращения теплоты к абсолютной температуре;
3. произведение константы Больцмана на логарифм числа состояний термодинамической системы;
4. произведение вероятностей состояний.
9. Лапласов детерминизм определяется:
1. точным знанием всех координат объектов в любой данный момент времени;
2. стиль мышления, при котором все параметры определены;
3. вероятным поведением систем;
4. нелинейным стилем мышления.
10. Под пространством в современном естествознании понимают:
1. «вместилище» объектов и тел;
2. координатную часть пространственно-временного континуума;
3. многомерную структуру, характеризующую количеством чисел, соответствующих размерности системы;
4. трехмерную декартову систему координат.
11. Под временем в современном естествознании понимают:
1. длительность, текущую одинаково во всех точках Вселенной;
2. неотъемлемую часть пространственно-временного континуума – длительность определяемую для каждого физического тела отдельно;
3. последовательность событий;
4. процесс, идущий от причины к следствию.
12. Принцип неопределенности устанавливает связь между:
1. энергией и импульсом системы;
2. энергией и временем микросистемы;
3. импульсом и координатой частицы;
4. координатой и временем микрочастицы.
13. Принцип дополнительности устанавливает связь между:
1. научными и обыденными представлениями;
2. квантовыми и классическими представлениями;
3. квантовыми и релятивистскими представлениями;
4. классическими и релятивистскими представлениями.
14. Динамическим законом является:
1. первый закон Ньютона;
2. второй закон Ньютона;
3. третий закон Ньютона;
4. закон сохранения энергии.
15. Закон сохранения энергии проявляется в виде:
1. первого начала термодинамики;
2. второго начала термодинамики;
3. третьего начала термодинамики;
4. закона возрастания энтропии.
16. Закон возрастания энтропии реализуется:
1. в живых структурах;
2. в бактериях и вирусах;
3. в неживой Природе;
4. во Вселенной.
17. Почему принято выделять науку нового времени?
1. Из-за накопления достаточно количество энергией.
2. Из-за установления принципов научного познания.
3. Из-за появления множества необъяснимых явлений.
4. Из-за требований техники.
18. Законы Кеплера устанавливают связь между:
1. движением планет вокруг Солнца;
2. закономерностями движения планет;
3. движением планет друг относительно друга;
4. планетами и солнцем.
19. Как определяется энтропия в термодинамике?
1. Как произведение постоянной Больцмана на логарифм вероятности.
2. Как статистический вес числа состояний.
3. Через неравенство Клаузнуса.
4. Как отношение приращения теплоты к абсолютной температуре.
20. К законам электромагнетизма относятся:
1. уравнения Максвела;
2. законы Кулона и Ньютона;
3. уравнения Клапейрона и Менделеева-Клапейрона;
4. законы Ома и Джоуля-Ленца.
21. Электромагнитные волны распространяются со скоростью (максимальная скорость):
1. света в веществе;
2. звука в веществе;
3. звука в газе;
4. света в вакууме.
22. Понятие траектории не определено:
1. в классической физике;
2. в теории относительности;
3. в квантовой физике;
4. в электродинамике.
23. Согласно современным представлениям Вселенная:
1. сжимается;
2. расширяется;
3. остается неизменной;
4. пульсирует.
24. Реликтовое излучение это:
1. планковский спектр фотонов с Т = 2,7 К;
2. планковский спектр абсолютно черного тела;
3. излучение фотонов и нейтрино, родившихся в момент зарождения Вселенной;
4. оптическое излучение дошедшие до нас со времени зарождения Вселенной.
25. Черная дыра это:
1. система (звезда) поглощающая все, что на нее попадает;
2. звезда, для которой 2-я космическая скорость равна скорости света;
3. звезда, для которой 2-я космическая скорость равна скорости звука;
4. звезда, для которой 3-я космическая скорость равна скорости света.
26. Молекулярная биология изучает:
1. молекулы;
2. молекулы белков и жиров;
3. молекулы живых структур;
4. молекулы ДНК и РНК.
27. Что является источником энергии без головного мозга?
1. Недоокисленный водород.
2. Ди и трифосфорные кислоты.
3. Адентрифосфорная кислота (АТФ).
4. Ацетил-Коа.
28. Живые организмы появились на Земле:
1. 4,5 млрд. лет назад;
2. 3,8 млрд. лет назад;
3. 3,5 млрд. лет назад;
4. 2 млрд. лет назад.
29. Основоположником генетики является:
1. Чарлз Дарвин;
2. Георг Мендель;
3. И.М. Сеченов;
4. И.П. Павлов.
30. Эволюция живого возникает благодаря:
1. наличию генов в клетках;
2. взаимодействию ДНК и РНК в клетках;
3. мутациям;
4. изменению окружающей среды.
31. На Землю падает:
1. 173·1015 Вт солнечной энергии;
2. 52·1015 Вт солнечной энергии;
3. 40·1015 Вт солнечной энергии;
4. 81·1015 Вт солнечной энергии.
32. Синергетика изучает:
1. связи между элементами структур в неравновесных системах;
2. нелинейность, неравновесность, фазовые переходы и бифуркации;
3. порядок и хаос;
4. фракталы.
- Методические рекомендации
- Вводная лекция 1. Иерархия и взаимосвязь естественных наук
- Структура физики
- Наука нового времени
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Структурные уровни, организации материи Происхождение и роль симметрии в природе
- Симметрия и законы сохранения
- Действие фундаментальных физических законов на разных уровнях структурной организации материи, их инвариантность и качественное своеобразие для каждого уровня
- Значение инвариантности как фундамента естествознания. Спонтанное нарушение симметрии
- Лекция 3. Макромир: динамические закономерности (Механика) Основные понятия механики
- Три закона Кеплера и гармония мира
- Развитие классической механики
- Динамические закономерности. Особенности детерминистской картины мира
- Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
- Лекция 4. Макромир: статистические закономерности
- Термодинамика
- Энтропия
- Обращение времени
- Статистическая физика и термодинамика
- «Тепловая смерть» Вселенной
- Необратимость и механика
- Объяснение необратимости сложных динамических систем
- Статистические закономерности
- Статистические закономерности в общественных науках
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое
- Структура
- Атомистика и холизм
- Поля и частицы
- Электродинамика
- Электромагнитные волны
- Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
- О принципе дополнительности
- Квантовая механика и естественные науки
- Квантовая механика и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Периодическая система химических элементов
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Мегамир: концепции теории относительности Пространство-время
- Теория относительности
- Пространство-время и причинность
- Релятивистская механика
- Расширение Вселенной и шкала космических расстояний
- Космологические парадоксы
- Релятивизм и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Современная астрофизика Космология
- Мир галактик
- Нестационарность Вселенной
- Реликтовое радиоизлучение
- Химический состав вещества и возраст Метагалактики
- Релятивистская теория тяготения и космологические решения Фридмана
- Образование галактик
- Очень ранняя Вселенная
- Элементарные частицы и космология
- Чёрная дыра
- Модели объединения и большой взрыв
- Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
- Метод объектов – носителей свойств
- Физика как теоретическая основа естествознания
- Биология
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Человек и природа Биологическая химия (процессы происходящие в организме человека)
- Особенности биологического уровня организации материи
- Принципы эволюции и воспроизводства живых систем
- Экология и здоровье
- Биосфера и ноосфера
- Синергетика
- Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики
- Контрольные вопросы по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Литература:
- 1.Основная
- 2.Дополнительная