logo
Концепции лекции

2. Порядок выполнения работы

1) Запустите на выполнение программу построения кластера klar.exe или klar1.exe.

Внимание! В десятичных дробях после нуля следует ставить точку!

Хранитель экрана должен быть выключен.

Следите за числами-индикаторами в нижнем правом углу экрана:

первая строчка – текущее число частиц в кластере;

вторая строчка – радиус растущего кластера; кластер считается полностью построенным, когда значение радиуса достигнет 50; при этом вы услышите мелодию – это сигнал окончания построения;

третья строчка – фрактальная размерность FD – ее надо занести в таблицу 1 по окончании построения.

Примечание: в некоторых случаях происходит «прилипание» частиц к надписи, радиус, таким образом, резко увеличивается и звучит мелодия окончания построения. В этом случае надо нажать клавишу "ввод" и продолжить построение. Скорость построения кластера зависит от заданной скорости v и быстродействия компьютера.

2) введите значение параметра, моделирующего скорость движения частицы в направлении центра кристаллизации (скорость диффузии);

3) понаблюдайте за ростом кластера и изменением его фрактальной размерности;

4) запишите окончательное значение фрактальной размерности;

5) повторите моделирование для значений параметров больших и меньших первоначального, занося результаты в таблицу 1.

Таблица 1.

Значения параметра скорости v

 

 

 

 

Фрактальная размерность D

 

 

 

 

6) постройте график FD = f(v) , где v -  скорость.

FD

7) сделайте вывод о связи между параметром скорости видом кластера и его фрактальной размерностью.

Наверх

Оформление работы

Группа, фамилия, И.О. Название лабораторной работы. Цель лабораторной работы. Порядок выполнения работы.

Результаты работы:

1) таблица 1 с занесенными значениями скорости и фрактальной размерности; 2) график FD = f(v). Краткие выводы. Ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Определите понятия “фрактал”, “фрактальный”. 2. Приведите примеры фрактальных структур в природе. 3. В чем отличие природных фрактальных структур от их математических (“идеальных”)  представлений? 4. Что такое фрактальный кластер? 5. Что характеризует размерность фрактального кластера? 6. О каких процессах в природе свидетельствует образование фрактальных систем:  фрактальных кластеров? Обоснуйте Ваше утверждение.