4. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
Формирование современного человека - результат неразрывного единства биологического и социального его развития. Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Этот путь привел в конце концов к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изготавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем изменения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавшей людей от неблагоприятных условий естественной среды.
Вначале, когда орудия труда и средства выживания человека были еще очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал существенное изменение строения тела древних людей, порождая новые их виды. Ко времени появления кроманьонцев — ископаемых людей современного вида — решающую роль стали играть не факторы биологической эволюции (наследственность, изменчивость и естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совместной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе и т.п.). В результате биологическая эволюция человека по существу прекратилась. Вот почему современные люди так мало отличаются от ископаемых кроманьонцев.
Генетическое наследование морфофизиологических особенностей, врожденных инстинктов и рефлекторного механизма деятельности у человека дополнено социальной передачей опыта предшествующих поколений новым поколениям в процессе их обучения с помощью членораздельной речи. На первых шагах исторического развития людей, когда их речь была несовершенной, трудовые и другие навыки передавались больше показом, но ко времени появления кроманьонцев словесная передача опыта превратилась уже в устойчивую и важную форму обучения и воспитания молодежи. Со времен кроманьонцев природные факторы жизни людей все больше дополнялись культурой — созданным ими самими миром орудий труда, жилищ, одежды, форм поведения, обычаев и т.п.
Созданные кроманьонцами каменные, костяные и роговые орудия труда значительно превосходили приспособления неандертальцев. Кроманьонцы изготавливали составные орудия, не только обкалывали, но и обтачивали каменные орудия. У них появилось искусство. На стенах их пещер обнаружены рисунки животных и охотничьих сцен, вместе с орудиями труда найдены вырезанные кроманьонцами из кости фигурки животных и людей.
Теория Ч. Дарвина ограничивается чисто биологическими факторами эволюции предков современного человека. Роль социальных факторов, в первую очередь труда и членораздельной речи, в становлении человечества первым раскрыл Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написанной в 1876 г., но опубликованной только в 1935 г.). Современные исследования, в том числе культурологические, в полной мере подтверждают основные идеи этой работы.
В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens обычно выделяют следующие периоды. Палеолит — древний каменный век продолжительностью от 2— 3 млн лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человеческий род продвинулся от вида Homo habilis («человек умелый») до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens. Становящийся, формирующийся человек пользовался постепенно совершенствовавшимися каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Мезолит - средний каменный век (10—5 тысячелетия до н.э.). В это время появились лук и стрелы, была приручена собака. Неолит - новый каменный век (8—3 тысячелетия до н.э.). В эту эпоху осуществился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к производящему (скотоводству, земледелию).
Люди научились шлифовать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества.
Бронзовый век — исторический период, сменивший неолит (4—1 тысячелетия до н.э.). Характеризуется производством и использованием бронзы (сплавов меди с оловом, алюминием, бериллием, свинцом и другими металлами), бронзовых предметов и оружия. Это время распространения кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности, рабовладельческих цивилизаций и государств (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и др.). На смену бронзовому приходит железный век.
Литература к главе 22
Алексеев В.П. Историческая антропология. - М., 1979.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1986.
Батенин С. С. Человек и его истоки. — Л., 1979.
Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983.
Мажура П.M., Хрисанфова E.H. От вероятного к очевидному. -Киев, 1989.
Методологические аспекты исследования антропогенеза — Киев, 1991.
Общая биология. - М., 1980. - С. 217-247.
Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. - Новосибирск, 1990.
Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. - М., 1969.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. — М., 1990.
Фридман Э.П. Приматы. — М., 1979.
- Введение
- Раздел I естествознание в системе науки и культуры
- Глава 1
- Наука как форма знания и как социальный институт
- 1. Наука как высшая форма знания
- 2. Объективная истина — вечный идеал науки
- 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- 4. Наука как социальный институт
- Глава 2 формы и методы научного познания
- 1. Формы научного знания
- 2. Методы научного познания
- Глава 3 происхождение науки
- 1. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологии
- 2. Зарождение эмпирического научного знания
- 3. Античная философия как первая форма собственно теоретической науки
- Глава 4 развитие естествознания от античности до начала XX в. Революции в науке
- 1. Античный и средневековый периоды развития естествознания
- 2. Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике
- 3. Развитие естествознания в XVIII—XIX вв. Процесс теоретизации наук о природе
- 4. Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства
- Глава 5 естествознание и научная картина мира
- 1. Понятие научной картины мира
- 2. Историческая смена физических картин мира
- 3. Современная научная картина мира
- Глава 6 общая панорама современного естествознания
- 1. Естествознание в аспекте научно-технической революции
- 2. Соотношение дифференциации и интеграции научного знания
- 3. Проблема классификации наук
- Глава 7 естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества
- 1. Общее понятие культуры
- 2. Наука — ведущая форма культуры XX века
- 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 4. Субъективно-ценностные аспекты научного познания. Социальная ответственность ученых
- Глава 8 современная наука и мистицизм
- 1. Общее понятие мистики
- 2. Социально-мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма
- 3. Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание
- Раздел II современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Глава 9
- Научное познание мира «вглубь» и «вширь». Специальная и общая теории относительности
- 1. Научное познание мира «вглубь» и «вширь»
- 2. Специальная и общая теории относительности: физическое содержание и мировоззренческое значение
- 3. Развитие принципа относительности при переходе от механики Галилея—Ньютона к релятивистской картине мира
- Глава 10 квантовая физика: становление, эволюция, принципы
- 1. Формирование квантовой физики. Специфика ее законов и принципов
- 2. Об особом смысле понятий «элементарность», «простое—сложное», «деление», «состоит из»
- 3. Многообразие и единство элементарных частиц. Проблема их классификации
- Глава 11 от микро- к макромиру. От физики и химии к геологии и биологии
- 1. Мир атомов, молекул и химизма
- 2. От физики и химии к геологии и биологии
- Глава 12 мегамир в его многообразии и единстве
- 1. Мегамир, его состав и строение
- 2. Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд
- Глава 13 проблема «начала» и «конца» вселенной
- 1. Принцип несотворимости и неучтожимости материи
- 2. Проблема «тепловой смерти» Вселенной
- 3. Возможна ли единая физическая теория мира в целом?
- Глава 14 влияние космоса на земные процессы. Человек во вселенной
- 1. Земля как элемент Солнечной системы
- 2. Космизм как особая форма мировоззрения
- 3. Солнечная активность и исторические события
- Глава 15
- 2. Синергетика как общая наука о самоорганизации систем
- Раздел III современное естествознание о живой природе
- Глава 16 проблема сущности жизни
- 1. Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи
- 2. Клетка — структурная и функциональная единица живого
- Глава 17 проблема происхождения жизни на земле
- 1. Основные подходы к проблеме происхождения жизни
- 2. Гипотеза а.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни
- 3. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни
- 4. Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем
- Глава 18 эволюция жизни и ее отражение в учениях ж.Б. Ламарка и ч. Дарвина
- 1. Исторические этапы развития жизни
- 2. Ламаркистская эволюционная гипотеза
- 3. Сущность дарвиновской эволюционной теории
- Глава 19 проблема прогресса в живой природе
- 1. Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе
- 2. Четыре толкования прогресса в живой природе
- 3. Развитие дарвинистской концепции биологического прогресса
- 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали
- Глава 20 генетика и эволюционное учение
- 1. Генетика как наука, ее основные понятия
- 2. Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций
- 3. Генетическая (генная) и клеточная инженерия
- Глава 21 экология как наука. Структура и эволюция биосферы в целом
- 1. Дарвинизм и экология
- 2. Структура биосферы и закономерности эволюционного процесса
- 3. Современная синтетическая теория эволюции
- Раздел IV современная наука о природных началах бытия человека
- Глава 22
- Естественное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза
- 1. Место человека в научной классификации живых существ. Отличительные признаки человека
- 2. Отряд приматов и человек как его высший представитель
- 3. Этапы становления и эволюции человека
- 4. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- Глава 23 современная наука о сущности и истоках человеческого сознания
- 1. Обострение проблемы сознания в современной науке и философии
- 2. Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики
- 3. От психики животных к сознанию и речи человека
- Глава 24 структура субъективного мира человека, его психической и мыслительной деятельности
- 1. Эмоции, чувства и интеллект
- 2. Сознание и самосознание
- 3. Сознательное и бессознательное
- Глава 25 мозг и сознание, телесное и психическое
- 1. Неразрывность мозга (органа мышления) и сознания (функции мозга)
- 2. Асимметрия мозга и психические особенности правшей и левшей
- 3. Психическое управление телесными, соматическими процессами
- 4. Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы
- Глава 26 генетика человека. Биологическое и социальное в человеке
- 1. Генетика человека
- 2. Сотношение биологического и социального в человеке
- Глава 27 проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности
- 1. Здоровье
- 2. Здоровый образ жизни
- 3. Демографические и другие глобальные проблемы современности
- Заключение