logo search
ЛЕКЦИИ КСЕ

Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое

 

Проблему дискретного и непрерывного мы начнем с рассмотрения части и целого. Часть и целое – это философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности.

 Проблема отношения части и целого рассматривалась во всех значительных философских учениях.

 Диалектические методы изучения части и целого содержат: метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.д. Обобщая данные, основанные на целостном подходе к объектам, было показано, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами. Не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно назвать свойством интегративности, позволяет понять и все остальные специфические черты целого.

 К этим чертам относятся: возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархическая соподчиненность.

 

Между частями и целым существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей – структурных, генетических, связей субординации, управления и т.п., в рамках которой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка. Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им. Целостный (структурный) подход не является альтернативой причинного объяснения, он лишь показывает недостаточность однозначной причинности при анализе сложной системы связей. Более того, сам принцип структурного объяснения в определенном отношении может рассматриваться как дальнейшее развитие принципа причинности.

 Современное познание разрешает и известный познавательный парадокс: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого? Познание части и целого осуществляется одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как диалектически расчленённое, состоящее из частей. Изучение частей является, в конечном счете, единственно возможным путём изучения целого. В то же время результаты исследования частей входят в систему научного знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом.