О принципе дополнительности
Квантовая механика заложила основы нового физического мировоззрения. В силу единства мира и всеобщей взаимосвязи явлений можно было ожидать, что это мировоззрение в той или иной форме найдет свое отражение и в наших понятиях.
Еще создатели квантовой механики (Бор, Борн, Гейзенберг, Шредингер) обратили внимание на многие черты разительного сходства квантово-механического описания микромира с некоторыми особенностями биологических, психических и социальных явлений. Это, в частности, возможность неоднозначного отклика при одинаковых исходных положениях, т.е. отсутствии во всех этих случаях лапласовского детерминизма.
Выражением естественной попытки понять, что дает квантовая механика для науки в целом, в чем состоит ее общность, и явился известный принцип дополнительности. Согласно Бору, данные, полученные при разных условиях опыта, не могут быть охвачены одной единственной картиной. Эти данные должны рассматриваться как дополнительные в том смысле, что только совокупность разных явлений может дать более полное представление о свойствах объекта.
Из принципа дополнительности делаются самые крайние гносеологические выводы.
Однако с позиций сегодняшнего дня методологическое значение общих положений, выдвинутых Нильсом Бором, Максом Борном и Вернером Гейзенбергом, несомненно. Концепция дополнительности, может квалифицироваться, как выдающаяся для своего времени попытка понять то общее, что внесла квантовая механика в науку в целом.
Сейчас благодаря крупным достижениям в физике (в частности, в области теории когерентных явлений), а также в биологии, экономике, социологии можно ставить вопрос о практическом нахождении этого общего с тем, чтобы это были бы не только соображения отвлеченного типа, но и конкретный аппарат, конкретная методика.
- Методические рекомендации
- Вводная лекция 1. Иерархия и взаимосвязь естественных наук
- Структура физики
- Наука нового времени
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Структурные уровни, организации материи Происхождение и роль симметрии в природе
- Симметрия и законы сохранения
- Действие фундаментальных физических законов на разных уровнях структурной организации материи, их инвариантность и качественное своеобразие для каждого уровня
- Значение инвариантности как фундамента естествознания. Спонтанное нарушение симметрии
- Лекция 3. Макромир: динамические закономерности (Механика) Основные понятия механики
- Три закона Кеплера и гармония мира
- Развитие классической механики
- Динамические закономерности. Особенности детерминистской картины мира
- Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
- Лекция 4. Макромир: статистические закономерности
- Термодинамика
- Энтропия
- Обращение времени
- Статистическая физика и термодинамика
- «Тепловая смерть» Вселенной
- Необратимость и механика
- Объяснение необратимости сложных динамических систем
- Статистические закономерности
- Статистические закономерности в общественных науках
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое
- Структура
- Атомистика и холизм
- Поля и частицы
- Электродинамика
- Электромагнитные волны
- Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
- О принципе дополнительности
- Квантовая механика и естественные науки
- Квантовая механика и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Периодическая система химических элементов
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Мегамир: концепции теории относительности Пространство-время
- Теория относительности
- Пространство-время и причинность
- Релятивистская механика
- Расширение Вселенной и шкала космических расстояний
- Космологические парадоксы
- Релятивизм и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Современная астрофизика Космология
- Мир галактик
- Нестационарность Вселенной
- Реликтовое радиоизлучение
- Химический состав вещества и возраст Метагалактики
- Релятивистская теория тяготения и космологические решения Фридмана
- Образование галактик
- Очень ранняя Вселенная
- Элементарные частицы и космология
- Чёрная дыра
- Модели объединения и большой взрыв
- Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
- Метод объектов – носителей свойств
- Физика как теоретическая основа естествознания
- Биология
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Человек и природа Биологическая химия (процессы происходящие в организме человека)
- Особенности биологического уровня организации материи
- Принципы эволюции и воспроизводства живых систем
- Экология и здоровье
- Биосфера и ноосфера
- Синергетика
- Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики
- Контрольные вопросы по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Литература:
- 1.Основная
- 2.Дополнительная