logo search
Studentam_SGMU_KP_2012_Sovrem_konts_estest (2) / КСЕ Учебники / Гусейханов&Раджабов_Концепции современного естествознания_2007

16.4. Эволюция культуры человека. Социобиология

Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.

Демокрит

Одновременно с эволюцией человека как биологического вида происходила эволюция его культуры. Культура — это исторически определенный уровень развития общества и человека, его духовных, материальных и творческих способностей, а также его взаимоотношения с окружающей средой. Культура — это все, что создано человеком, в отличие от данного ему природой. Она может быть оценена, основываясь на материале орудий труда, созданных и применяемых человеком.

Каменный век — эпоха применения каменных орудий, делится на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднека-менный век) и неолит (новокаменный век). В нижний палеолит (австралопитек и "Человек прямоходящий") было преобладание галечных орудий, ручных рубил; в средний палеолит (неандерталец) было преобладание орудий из отколотых частей камня; в верхний палеолит (от 38 тыс. лет) появилось пещерное искусство у "Человека разумного".

В мезолите (среднекаменный век) преобладал охотничье-собирательный тип общественного устройства.

В неолите (новокаменный век) — 9-6 тыс. лет тому назад, получившем название неолитической революции, произошло одомашнивание диких животных, переход к выращиванию растений и оседлому образу жизни. Из охотничье-собирательного хозяйство превратилось в производящее скотоводческо-землед ельческое. Виды домашних животных и культурных растений, выведенные с помощью искусственного отбора и гибридизации, гончарное производство, ткачество, металлургия и другие результаты неолитической революции широко используются и сейчас.

Следующие стадии культуры сведены в так называемую систему "трех веков" — медный, бронзовый, железный. Они

410

имели каждый свою датировку, но потом выяснилось, что это скорее стадии развития отдельной культуры, и их время зависит от времени развития данной культуры. Последовательность смены "веков" не везде соблюдается, и в целом данная схема ныне признается неудовлетворительной, хотя ничего лучшего пока не предложено.

В частности, считается, что развитие цивилизации идет через подражание. В традиционных обществах подражают старикам, и такое общество консервативно и мало способно к развитию. В прогрессивных обществах подражают талантливым, и такое общество способно к более быстрому развитию.

Для нормального развития необходимы кризисы, которые требуют напряжения сил общества для соответствующего ответа на вызов ситуации. Человек достигает цивилизованного состояния не вследствие биологических дарований (наследственности) или легких условий географического окружения, а в процессе удачного реагирования на вызов ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное усилие. Прогресс общества определяется ответом на вызов объективных условий существования.

Способность хранить и перерабатывать информацию принадлежит к числу наиболее важных свойств живых систем. В ходе биологической эволюции эта способность необычайно усилилась, качественно и количественно. В живых системах используются главным образом три формы информации:

  1. генетическая информация;

  2. информация в нервной системе и головном мозге;

  3. экстрасоматическая информация, хранящаяся вне организма в записях, книгах и т. д.

Эти три формы информации образовались последовательно, одна за другой, в ходе эволюции. Хранение генетической информации началось с возникновением жизни на Земле 3-4 млрд лет назад и быстро развивалось, пока примерно через 10 миллионов лет после возникновения земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих не вышло на плато на уровне около 1010 битов генетической информации.

411

Человечество также существует как биологический вид и как социальный феномен благодаря трем каналам информации. Первый — генетический — присущ всей живой природе. Материальным его носителем является ДНК. Совокупность генов в организме (геном) и в популяции (генофонд) нестабильны. Мутационный процесс меняет признаки организма случайно, не интересуясь их судьбой. Второй источник изменчивости генов — генетическая перекомбинация при скрещивании. В каждом новом поколении появляются новые комбинации, порождающие новые фенотипы. Не выдержавшие испытания носители неудачных признаков относительно редко оставляют потомство и уступают место более устойчивым организмам. Следующее поколение будет немного иным, чем прежнее. Так идет биологическая эволюция — за счет контролируемых средой изменений в генетическом канале передачи информации.

Второй канал информации у человека сохраняется в нервной системе и в головном мозге. Количество информации, хранящейся в нервной системе и в головном мозге, прежде было на много порядков меньше. Лишь с появлением земноводных количество этой информации становится сравнимым с количеством генетической информации, а с появлением млекопитающих и особенно человека количество информации, хранящейся в нервной системе и в головном мозге, превосходит количество генетической информации на много порядков. Человек располагает около 1010 битами генетической информации и более 1013 битами информации в головном мозге и нервной системе, причем обладает еще доступом к еще большему количеству экстрасоматической информации в библиотеках и других хранилищах. История эволюции хранения информации в живых существах наглядно представлена на рис. 16.2.

Третий канал информации, существующий у человечества и в развитом виде только ему присущий, — лингвистический. В устной речи информация кодируется звуками (фонемами), которые объединяются в слова, а слова — в предложения. С незапамятных времен по этому каналу передавались сведения о простейших способах выжить, потом обряды и обычаи,

412

технологии и религии, философские учения, производственные отношения и политические системы. Во втором канале, как и в первом, от поколения к поколению накапливаются изменения. Есть в этом канале и аналог генетической рекомбинации — новые идеи рождаются на стыке информации языков, культур. Внешней средой для второго канала являются условия среды — отношения людей между собой.

Социобиология возникла в 1975 г. в США на базе биологических (популяционной генетики, этологии, экологии и эволюционной теории) и социогуманитарных (социологии, социальной психологии, этнографии) наук. Социобиологи поставили задачу установления биологических основ социального поведения всех видов животных, включая человека. Речь идет об альтруисти-

413

ческих, эгоистических, агрессивных формах поведения, а также о сексуальных (ухаживание, выбор партнера, выращивание потомства). Родоначальником этого направления является автор книги "Социобиология: новый синтез" Э. Уилсон. Безусловно, сильная сторона социобиологии — попытка синтеза двух рядов знаний, условно говоря, синтез биологии и культуры. По мнению социобиологов, формирование человеческого мозга произошло в результате ускорения процессов нейроанатомической и поведенческой эволюции, не имеющее прецедентов во всей истории жизни. Причиной такого ускорения является коэволюция — взаимодействие, в котором культура порождена и оформлена биологическими императивами, а биологические черты изменяются генетическим путем под влиянием культуры. Центральный тезис социобиологии звучит так: каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая заставляет индивидов действовать так, чтобы обеспечить успех для себя и сородичей.

Предметом моды в мире науки сегодня является и биополитика. Биополитика — междисциплинарная отрасль знаний (синтез биологии, социологии и политологии), исследующая формы межорганизменных взаимодействий на различных уровнях биологической эволюции, включая человека. Развитие биополитических исследований сегодня происходит в нескольких направлениях: выясняются эволюционно-биологические корни государства и общества, исследуются биологические основы поведения индивидов и групп в политических ситуациях, ведется поиск психофизических, биохимических и биофизических коррелятов политического поведения. В последнее десятилетие получены данные о наличии общих элементов в поведении человека и других живых существ: наличие открытых программ поведения, когда наследуется не конкретная реакция, а лишь общая канва поведения. Биополитика как подход к моделированию и оптимизации человеческих социальных структур предлагает взять на вооружение биологические механизмы нейтрализации агрессии.

414