Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
Квазичастичный метод заключается в следующем. Если энергию системы квантовых объектов можно представить как сумму энергии основного состояния и энергии возмущений, распространяющихся в системе, то каждое такое возмущение будет рассматриваться как некая частица, некий квантовый объект, который и называется квазичастицей.
И так, что собой представляет квазичастица? Если мы вложим в твердое тело энергию, большую, чем энергия связи кристаллической решетки (другими словами, переведем твердое тело в газообразное состояние), и проанализируем те частицы, которые у нас получатся, то обнаружим молекулы, атомы, ионы, электроны и не получим никаких фононов, магнонов, экситонов.
Идея квазичастиц позволяет решить задачу о поведении многочастичных систем при малых уровнях возбуждения, т.е. с их помощью можно объяснить многие свойства твердых тел, используя квазичастицы как некие структурные элементы для микроскопического описания изучаемых феноменологических зависимостей. Можно пойти дальше: поставить эксперименты, которые позволяют наглядно убедиться в их существовании (например, гальваномагнитные измерения, позволяющие определять знак заряда и эффективную массу носителей заряда в твердых телах, рассеяние света на фононах и т.д.).
Созданию квазичастичного метода предшествовала большая история развития приближенных методов.
Основой физической картиной мира классической физики является механическая картина мира (МКМ). Строго говоря, это утверждение не совсем верно, так как в конце прошлого столетия стали проглядываться контуры другой картины мира — электромагнитной. Она должна была бы заменить механическую. Но в то время эта задача не была решена в общем виде, а позже произошли события (образование квантово-механической картины Мира), которые отодвинули ее в сторону. Поэтому последовательной электромагнитной картины Мира так и не было построено. Все это позволяет в рамках классической физики рассматривать только МКМ.
Впервые квазичастица была введена в работе И.Е. Тамма «О квантовой теории молекулярного рассеяния света в твердых телах». В ней была предпринята попытка последовательного квантово-механического описания эффекта молекулярного рассеяния света в твердых телах. Появлению этой работы предшествовало довольно длительное развитие.
Будучи создан в рамках ФТТ и в первую очередь для ее нужд, метод квазичастиц оказался универсальным средством изучения любых систем достаточно сильно взаимодействующих многих частиц. Он нашел применение в физике плазмы, физике атомного ядра.
В последнее время его с большим успехом применяют для описания эволюции Вселенной на ранних стадиях сверхплотного состояния. Эта универсальность – следствие очень общей структуры взаимодействия в микромире, и в этом смысле метод квазичастиц, являясь вполне конкретным, обнаруживает ряд черт общенаучных методов.
- Методические рекомендации
- Вводная лекция 1. Иерархия и взаимосвязь естественных наук
- Структура физики
- Наука нового времени
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Структурные уровни, организации материи Происхождение и роль симметрии в природе
- Симметрия и законы сохранения
- Действие фундаментальных физических законов на разных уровнях структурной организации материи, их инвариантность и качественное своеобразие для каждого уровня
- Значение инвариантности как фундамента естествознания. Спонтанное нарушение симметрии
- Лекция 3. Макромир: динамические закономерности (Механика) Основные понятия механики
- Три закона Кеплера и гармония мира
- Развитие классической механики
- Динамические закономерности. Особенности детерминистской картины мира
- Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
- Лекция 4. Макромир: статистические закономерности
- Термодинамика
- Энтропия
- Обращение времени
- Статистическая физика и термодинамика
- «Тепловая смерть» Вселенной
- Необратимость и механика
- Объяснение необратимости сложных динамических систем
- Статистические закономерности
- Статистические закономерности в общественных науках
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое
- Структура
- Атомистика и холизм
- Поля и частицы
- Электродинамика
- Электромагнитные волны
- Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
- О принципе дополнительности
- Квантовая механика и естественные науки
- Квантовая механика и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Периодическая система химических элементов
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Мегамир: концепции теории относительности Пространство-время
- Теория относительности
- Пространство-время и причинность
- Релятивистская механика
- Расширение Вселенной и шкала космических расстояний
- Космологические парадоксы
- Релятивизм и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Современная астрофизика Космология
- Мир галактик
- Нестационарность Вселенной
- Реликтовое радиоизлучение
- Химический состав вещества и возраст Метагалактики
- Релятивистская теория тяготения и космологические решения Фридмана
- Образование галактик
- Очень ранняя Вселенная
- Элементарные частицы и космология
- Чёрная дыра
- Модели объединения и большой взрыв
- Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
- Метод объектов – носителей свойств
- Физика как теоретическая основа естествознания
- Биология
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Человек и природа Биологическая химия (процессы происходящие в организме человека)
- Особенности биологического уровня организации материи
- Принципы эволюции и воспроизводства живых систем
- Экология и здоровье
- Биосфера и ноосфера
- Синергетика
- Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики
- Контрольные вопросы по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Литература:
- 1.Основная
- 2.Дополнительная