logo search

3. Сущность дарвиновской эволюционной теории

Основные положения теории Ч. Дарвина были опубликованы в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В 1871 г. Ч. Дарвин опубликовал труд «Происхождение человека и половой подбор». Здесь общая теория эволюции конкретизирована в процессе решения вопроса о естественном происхождении человека из животного мира. Основные понятия теории Дарвина — изменчивость живых организмов, борьба за существование, естественный отбор. Все начинается с изменения отдельных особей, индивидуальная изменчивость - основа эволюционного процесса. Дарвин выделил две основные формы изменчивости — определенную и неопределенную. Определенная изменчивость возникает как прямой результат данных конкретных воздействий внешней среды и служит приспособлением именно к тем условиях, в которых она возникла. При исчезновении вызвавших ее условий определенная изменчивость организмов не передается их потомкам. Неопределенная изменчивость не имеет прямого приспособительного значения, возникает случайно у немногих особей, но устойчиво передается потомству. Именно неопределенная изменчивость играет главную роль в видообразовании.

Термин «борьба за существование» сам по себе неудачен, антропоморфен, взят из социальной жизни людей и не соответствует всему многообразию форм взаимодействий организмов друг с другом и с абиотической, неживой, средой, которые реально и составляют полный объем обозначаемого этим термином понятия. В природе имеется и прямая борьба на уничтожение, и нейтральное сосуществование и содействие организмов разных видов, взаимовыгодное для каждого из них. Показательно, что с упрочением биологического эволюционного учения Ч. Дарвина возник так называемый «социальный дарвинизм» с обратным переносом понятия «борьба за существование» в социологию с целью объяснить социальные антагонизмы людей их зоологическим, чисто природным индивидуализмом и эгоизмом. Так или иначе, но применительно к дарвиновской теории необходимо различать «борьбу» как таковую, в узком смысле слова и «жизненное состязание». Приводят такой пример: борьба — это отношение разнородных существ: баран и волк не состязаются, а борются. Состязание (а, следовательно, и отбор) может происходить между ближайшими по организации особями при недостатке условий существования. Бой охотничьих собак с волком: обе собаки борются с волком, находясь между собой в состязании.

Широко понимаемое жизненное состязание в связи с изменчивостью и приспосабливаемостью органов и заложены в основе дарвинизма. Ведущую роль в эволюции Дарвин отводил взаимодействиям «живого с живым». Неизбежность борьбы за существование он выводил из противоречия между потребностями организмов и ограниченностью средств для их удовлетворения. Это противоречие разрешается достаточно просто - выживанием лишь наиболее приспособленных и вымиранием «неудачников». Понятно важнейшее значение именно внутривидовой конкуренции, в ходе которой и отбираются особи с наиболее полезными приспособлениями. Именно по этому пути и происходит образование новых видов.

Таким образом, мы пришли к третьему основному понятию дарвинизма - естественному отбору, который означает дифференцированную размножаемость организмов с разной степенью приспособленности к условиям среды. Естественный отбор - это переживание наиболее приспособленных. Причем приспособленность может быть самой разной. В одних случаях выживают самые сильные, в других самые мелкие, в третьих — самые высокоорганизованные, а нередко — и самые примитивные (паразиты, например). Понятие «естественный отбор» Дарвин сформулировал по аналогии с хорошо известным ему искусственным отбором, осуществляемым не природой, а самими людьми. При искусственном отборе могут отбираться такие признаки, которые вредны самим растениям и животным по отношению к их естественным условиям существования, но выгодны, полезны для человека. В ходе же естественного отбора закрепляются только те свойства организмов, которые полезны для них в данных условиях.

Приспособление как синоним адаптации — это вообще особенности строения и признаки организма, соответствующие условиям или образу его жизни, это все, что обеспечивает соответствие органа выполняемой функции. Приспособление понимается и как сам исторический процесс, в ходе и результате которого возникает приспособление — адаптация. Под индивидуальной приспособляемостью понимается благоприятная для особи или вида индивидуальная реакция, остающаяся в рамках нормы реакции, свойственной данному виду организмов. Понятие органической целесообразности охватывает всю совокупность приспособлений — как исторически сложившихся в филогенезе, так и возникающих в онтогенезе, индивидуальном развитии организма.

Литература к главе 18

Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. - М., 1986.

Вилли К., Детъе В. Биология. - М., 1975. - Гл. XII-XV.

Дарвинизм: история и современность. — Л., 1988.

Камшилов М.М. Эволюция биосферы. — М., 1974. - Гл. 2, 3.

Кейлоу П. Принцип эволюции. - М., 1986.

Общая биология /Под ред. Н.П. Дубинина. - М., 1980. -С. 127-143.

Философские проблемы естествознания. — М., 1985. — С. 304-312.