logo search
8

Использование n-тестера на посевах риса

Из минеральных удобрений рис наиболее отзывчив на азотные туки, а фосфорные и калийные дают прибавку только при хорошей обеспеченности азотным питанием.

Обычно в период всходов, когда рис свои потребности удовлетворяет за счет азотистых веществ эндосперма семени, различие по содержанию этого элемента в листьях, в зависимости от уровня плодородия и доз, внесенных до посева удобрений, проявляется слабо. В связи с этим диагностика для уточнения дозы первой подкормки азотом, вносимой по всходам, не проводится.

Однако к середине фазы кущения, когда потребление азота рисом резко возрастает, обнаруживаются четкие различия по содержанию этого элемента в листьях в зависимости от уровня азотного питания растений. В этот период происходит превращение конуса нарастания из вегетативного в репродуктивное состояние, и недостаток азота оказывает отрицательное влияние на заложение элементов продуктивности метелки. Именно в это время, когда растения имеют 6,0- 6,5 листьев, необходимо проведение диагностики уровня обеспеченности риса азотом. Ее результаты позволяют решать вопрос о необходимости и дозе внесения азотной подкормки.

Для достижения этой цели в практике рисоводства проводятся подкормки азотными удобрениями. При этом очень важно установить срок и дозу внесения удобрения. Применяемые в настоящее время методы листовой диагностики трудоемки и требуют значительного времени. В связи с этим представляет научный практический интерес возможность использовать N-тестер , позволяющий оперативно получить информацию об обеспеченности растений азотом непосредственно в поле без повреждения листьев. Проведенная работа позволяет эффективно применять этот прибор при возделывании риса.

На основании результатов опытов, в которых изучалась потребность растений риса в азоте, в зависимости от планируемой урожайности и биологических особенностей сортов разработана шкала определения необходимости проведения подкормки азотом в фазу кущения риса (5-7 листьев) с использованием «N-тестера».

Таблица № 1