Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
Появление опытного естествознания не могло не оказать влияния на развитие представлений об обществе. Более того, в период между 16 и 18 веками появилось стремление к непосредственному выведению социальных законов из законов механики. Это было связано с представлением о том, что должен существовать единый универсальный закон, охватывающий всю совокупность явлений природы и общества, и, соответственно, о возможности создания единой, строго дедуктивной, универсальной науки, в которой слились бы все существовавшие области знания.
В рамках философии получила отчетливые очертания философия истории, связанная с именами Вико, Вольтера, Гердера, Кондорсе, Монтескьё, Руссо и особенно Гегеля. В этих системах разрабатывались плодотворные идеи (исторического прогресса, единства истории, влияния на человека географической и социальной среды, внутренней связи истории). Однако их основным пороком была умозрительность, априоризм, искусственность построений, выводившихся не из анализа действительности, а из идеалистических философских постулатов.
Как самостоятельная наука социология сложилась в 19 веке. Социология вышла из социальной философии, которая представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил, и его развития.
У социальной философии и социологии, таким образом, общий объект изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметная сфера социально-философских исследований является общественная жизнь, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают проблемы смысла жизни.
Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. А социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Желание О. Конта поставить учение об обществе на научную основу – и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию этой науки.
Основные принципы классической методологии социологии были сформулированы основателями этой науки: О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Существо этих принципов заключалось в следующем:
социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов;
методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно;
важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале ХIХ века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале 19 в. вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. Вместе с тем возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматривались основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике он развивал теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
В конце 19 века позитивизм в своей первой “классической” форме пережил кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, обесценившим многое из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки.
Позитивизм возродился как махизм, продолжая сохранять определенную связь с реальными методологическими вопросами науки, весьма актуальными на рубеже 19 – 20 веков в период революции в естествознании. В отличие от прежнего позитивизма, махизм формулировал задачу философии не как построение “синтетической” системы, систематизирующей общие выводы всех наук, а как создание теории наук познания.
Необходимым условием существования и развития человеческого общества является совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства.
Крайней формой этого направления является механистический географический детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой.
Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь, климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже с давних времен. В эпоху становления капитализма (16 – 18 вв.) развивалась идея объективного, “земного” формирования общества и его учреждений под воздействием специфических природных условий (Монтескье, Тюрго и др.).
В эпоху империализма возникло течение в рамках школы географического детерминизма – школа немецкой геополитики. Во время 1-й мировой войны термин “геополитика” – (как учение о государстве – географическом и биологическом организме, стремящемся к расширению, был веден шведским государствоведом пангерманистом Р. Челленом). В период между двумя мировыми войнами геополитика усиленно культивировалась в Германии и стала официальной доктриной немецкого фашизма. Там стала издаваться многочисленная литература по этому вопросу.
Его теоретической базой служили учения о чисто природных причинах и географически детерминированных тенденциях политического развития и экспансии государств-организмов, игнорировавшие “человеческий фактор” в историческом процессе.
Теория факторов
Следствием применения в науке методов детерминизма и причинности стало введение в 17 – 18 веках в гносеологию (теорию познания) теории факторов, которая при социологических исследованиях пыталась объяснить изменение состояний общества воздействием ряда «равноправных» факторов: экономики, религии, морали, техники, культуры и т.д. определяющих изменение этих состояний, и потому абсолютизируемых (абсолютизация причинности).
Проблема факторного подхода возникает не только применительно к обществу в целом (такой подход активно обсуждался в конце 19 – начале 20 веков), но и при изучении локальных объектов, в практике конкретных социальных исследований, и главным образом, при изучении социальных процессов (таких, как миграция населения, текучесть кадров, динамика общественного мнения и др.), где принципы системного подхода еще не получили широкого развития и где факторный подход в настоящее время широко используется. В простейших случаях методика факторных исследований может основываться на методах установления причинных связей.
Необходимо различать практическое использование факторного подхода в эмпирических исследованиях – с одной стороны, и методологическую проблему соотношения факторного и системно-структурного подходов в науке и возможностей каждого из этих подходов – с другой.
Контрольные вопросы
1. Основные законы динамики.
2. Законы Кеплера.
3. Детерминизм в науках об обществе.
4. Принципы динамики.
5. Социология и позитивизм.
6. Теория факторов.
- Методические рекомендации
- Вводная лекция 1. Иерархия и взаимосвязь естественных наук
- Структура физики
- Наука нового времени
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Структурные уровни, организации материи Происхождение и роль симметрии в природе
- Симметрия и законы сохранения
- Действие фундаментальных физических законов на разных уровнях структурной организации материи, их инвариантность и качественное своеобразие для каждого уровня
- Значение инвариантности как фундамента естествознания. Спонтанное нарушение симметрии
- Лекция 3. Макромир: динамические закономерности (Механика) Основные понятия механики
- Три закона Кеплера и гармония мира
- Развитие классической механики
- Динамические закономерности. Особенности детерминистской картины мира
- Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
- Лекция 4. Макромир: статистические закономерности
- Термодинамика
- Энтропия
- Обращение времени
- Статистическая физика и термодинамика
- «Тепловая смерть» Вселенной
- Необратимость и механика
- Объяснение необратимости сложных динамических систем
- Статистические закономерности
- Статистические закономерности в общественных науках
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое
- Структура
- Атомистика и холизм
- Поля и частицы
- Электродинамика
- Электромагнитные волны
- Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
- О принципе дополнительности
- Квантовая механика и естественные науки
- Квантовая механика и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Периодическая система химических элементов
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Мегамир: концепции теории относительности Пространство-время
- Теория относительности
- Пространство-время и причинность
- Релятивистская механика
- Расширение Вселенной и шкала космических расстояний
- Космологические парадоксы
- Релятивизм и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Современная астрофизика Космология
- Мир галактик
- Нестационарность Вселенной
- Реликтовое радиоизлучение
- Химический состав вещества и возраст Метагалактики
- Релятивистская теория тяготения и космологические решения Фридмана
- Образование галактик
- Очень ранняя Вселенная
- Элементарные частицы и космология
- Чёрная дыра
- Модели объединения и большой взрыв
- Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
- Метод объектов – носителей свойств
- Физика как теоретическая основа естествознания
- Биология
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Человек и природа Биологическая химия (процессы происходящие в организме человека)
- Особенности биологического уровня организации материи
- Принципы эволюции и воспроизводства живых систем
- Экология и здоровье
- Биосфера и ноосфера
- Синергетика
- Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики
- Контрольные вопросы по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Литература:
- 1.Основная
- 2.Дополнительная