Методические рекомендации
Главная цель курса “Концепции современного естествознания” стоит в формировании рационального естественнонаучного мышления и представлений об окружающем мире.
Целями курса являются:
выявить и обосновать принципиальную целостность естествознания и самостоятельность фундаментальных естественных наук;
дать системную периодизацию истории науки и основные направления развития важнейших отраслей и проблем;
дать представление будущим специалистам о научной картине мироздания и месте человека в нем;
раскрыть основные концепции современного естествознания;
обосновать понимание мира как системы, развитие которой имеет сложный нелинейный характер;
освоить современные методы научного познания;
осознать особенности современной цивилизации, отход от технократизма, ответственность за результаты деятельности человечества;
сформировать целостное представление о развитии естественных наук как историко-культурного явления.
Курс предназначен для специалистов, сталкивающихся со сложными системами: экономистов, менеджеров, психологов и т.д.
В результате изучения данной дисциплины студенты в области концепций современного естествознания должны иметь представление:
об особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
о концепциях пространства и времени;
о принципах симметрии и законах сохранения;
о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
о соотношении порядка и беспорядка в природе;
о самоорганизации в живой и неживой природе;
об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
о физиологических основах психики, социального поведения человека;
о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах;
о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере.
При изучение курса студентам рекомендуется в целях самопроверки знаний, а также оценки степени готовности к сдаче зачета ответить на контрольные вопросы, которые даются после каждой лекции и вопросы тестирующей системы, помещенной в конце лекционного курса.
- Методические рекомендации
- Вводная лекция 1. Иерархия и взаимосвязь естественных наук
- Структура физики
- Наука нового времени
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Структурные уровни, организации материи Происхождение и роль симметрии в природе
- Симметрия и законы сохранения
- Действие фундаментальных физических законов на разных уровнях структурной организации материи, их инвариантность и качественное своеобразие для каждого уровня
- Значение инвариантности как фундамента естествознания. Спонтанное нарушение симметрии
- Лекция 3. Макромир: динамические закономерности (Механика) Основные понятия механики
- Три закона Кеплера и гармония мира
- Развитие классической механики
- Динамические закономерности. Особенности детерминистской картины мира
- Детерминизм и науки об обществе (Становление науки об обществе)
- Лекция 4. Макромир: статистические закономерности
- Термодинамика
- Энтропия
- Обращение времени
- Статистическая физика и термодинамика
- «Тепловая смерть» Вселенной
- Необратимость и механика
- Объяснение необратимости сложных динамических систем
- Статистические закономерности
- Статистические закономерности в общественных науках
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Дискретное и непрерывное Часть и целое
- Структура
- Атомистика и холизм
- Поля и частицы
- Электродинамика
- Электромагнитные волны
- Возникновение и развитие теории электромагнитного поля
- О принципе дополнительности
- Квантовая механика и естественные науки
- Квантовая механика и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Периодическая система химических элементов
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Мегамир: концепции теории относительности Пространство-время
- Теория относительности
- Пространство-время и причинность
- Релятивистская механика
- Расширение Вселенной и шкала космических расстояний
- Космологические парадоксы
- Релятивизм и общественные науки
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Современная астрофизика Космология
- Мир галактик
- Нестационарность Вселенной
- Реликтовое радиоизлучение
- Химический состав вещества и возраст Метагалактики
- Релятивистская теория тяготения и космологические решения Фридмана
- Образование галактик
- Очень ранняя Вселенная
- Элементарные частицы и космология
- Чёрная дыра
- Модели объединения и большой взрыв
- Лекция 10. Значение физики как целостного фундамента естествознания Квазичастичный метод
- Метод объектов – носителей свойств
- Физика как теоретическая основа естествознания
- Биология
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Человек и природа Биологическая химия (процессы происходящие в организме человека)
- Особенности биологического уровня организации материи
- Принципы эволюции и воспроизводства живых систем
- Экология и здоровье
- Биосфера и ноосфера
- Синергетика
- Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики
- Контрольные вопросы по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Тестирующая система по дисциплине «концепции современного естествознания»
- Литература:
- 1.Основная
- 2.Дополнительная