logo search
СЦЕНАРИЙ УРОКА мыла

IV. Контрольно-коррекционный этап

Какой вывод можно сделать?

Эти волокна имеют гладкую, матовую поверхность. Они прочные, стойкие к износу, не мнутся. В пламени сначала плавятся, затем медленно горят желтоватым пламенем, выделяя черную копоть. После остывания образуется твердый черный шарик.

Существенный недостаток полиэфирных волокон - низкие гигиенические свойства. Поэтому при производстве тканей для пошива одежды, применяют волокно лавсан в смеси с природными волокнами.

Применение. Техническую нить используют для изготовления транспортерных лент, приводных ремней, канатов, парусов, рыболовных сетей и тралов, бензо- и нефтестойких шлангов, электроизоляционных и фильтровальных материалов. Из мононити вырабатывают сетки для бумагоделательных машин, щетки для хлопкоуборочных комбайнов и зерноочистительных машин, застежки "молния", струны ракеток, фильтры и т. д. Техническая нить низкой линейной плотность (40 - 50 дтекс) применяют для обмотки электропроводов малого сечения и в медицине (синтетические кровеносные сосуды и хирургические нити).

Из гладких текстильных нитей вырабатывают трикотаж, ткани типа тафты, жоржета, крепа, пике, твида, атласа, фасонные ткани (трико-кружево), гардинно-тюлевые изделия, плащевые и зонтичные ткани, из текстурированных - плательные и костюмные ткани, трикотажные изделия, мужские и дамские сорочки, детскую одежду, чулки, носки.

Резаные волокна применяют в основном в смеси с шерстью, хлопком или льном (33-67%). Присутствие полиэфирного волокна повышает износостойкость и прочность, понижает сминаемость и усадочность ткани, позволяет сохранить красивый внешний вид и устойчивость формы готовых изделий при эксплуатации. Из полиэфирного резаного волокна в чистом виде или в смеси с другими природными и химическими волокнами выпускают костюмные, пальтовые, сорочечные, плательные ткани, нетканые материалы.

Первое промышленное производство полиэтилентерефталатного волокна организовано в США в 1953 году.

Выходной контроль:

  1. Как классифицируют волокна?

  2. Почему одни волокна формуются из раствора полимера, а другие – из его расплава?

  3. Как отличить природные волокна от химических?

  4. Какие природные и синтетические полимеры применяют для изготовления волокон? Напишите формулы их мономеров.

  5. Перечислите известные вам синтетические полимеры и укажите, в результате каких реакций они синтезированы.

  6. Решите задачу из учебного пособия (стр.163 № 7):

Определите, какую массу терефталевой кислоты необходимо взять для получения полиэфира лавсана, из которого произведено волокно массой 100 кг. При расчёте учтите, что при формовании из полиэфира волокна идёт изменение его массы за счёт увлажнения, замасливания и добавок на 2 %, а технологические потери составляют 5 %.

Рефлексия

Учитель подводит итог урока, оценивает и комментирует работу наиболее активных учащихся, проводит рефлексию. Ребята, у вас на столах есть образцы тканей разных цветов. Выберите из них зелёную ткань, если вы успешно справились с поставленными задачами урока. Если у вас остались некоторые вопросы – возьмите жёлтую ткань, а если не усвоили больше половины материала – красную. Можно закрепить кусочек ткани на стеклянную палочку при помощи степлера, получатся своеобразные флажки.

Домашнее задание: