logo search
Все к 3 курсу / ЕНКМ_Заочники / КСЕ_Хорошавина

7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса

Ретроспективный историко-философский анализ позволяет говорить о целом спектре концепций, осмысливающих взаимоотношение порядка и хаоса. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса существует в двух вариантах.

Первый подход близок архаическому сознанию древних народов. В нем хаосу отводится периферия, т.е. все, что ниже упорядоченного мира, за его границами. Впоследствии понятие «вне» приобретает строгую направленность: хаос понимается как движение вниз, в недра, в глубины. Но он не только пугает буйством преисподней, но также и привлекает скрытыми там несметными богатствами и сокровищами. Богиня преисподней — Персефона — прославляет богатства земных недр, т.е. ее значение амбивалентно (амбивалентность — двойственность, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например, любви и ненависти). Такое двойственное, амбивалентное восприятие хаоса бытует в народно-фольклорной литературе и по сей день: направление вниз свойственно всем формам народно-праздничного веселья и гротескного реализма. Направление вниз присуще дракам, побоям, ударам: царей и королей низвергают с трона, в драках сбрасывают на землю. Все завершенное, отжившее, ограниченное, устаревшее бросается в земной и телесный низ для смерти и нового рождения. В землю втаптывают, в нее хоронят, но в нее же и бросают зерно, т.е. завершают посев и собирают жатву.

Таким образом, первый вариант пространственной концепции взаимоотношений порядка и хаоса включает в себя понимание хаоса как периферии, удаленной от упорядоченного центра, а затем и от материально-телесного низа в его амбивалентной значимости.

Второй вариант этой концепции оформился еще у Аристотеля и стоиков. Хаос понимался ими как физическое место, необходимое для существования тел. Это разверстая бездна, пустота, т.е. хаос противопоставляется пространственной оформленности вообще и геометрической фигуре в частности. Последние потому и возможны, так как имеется первопотенция. Этот вариант близок к концепции, рассматривающей n-мерную длительность, которая несет в своем потоке и позволяет чередоваться хаотически неистовым и размеренным, упорядоченным фазам становления. Стадии мирового пожара чередуются с периодами восстановления.