3. 8.1. Становление математической астрономии
Предпосылки теоретизации астрономии. Требование «спасения явлений». Развитие древнегреческой астрономии шло по пути, во-первых, накопления эмпирических наблюдательных данных и, во-вторых, разработки теоретических моделей структуры, организации Космоса. Первые древнегреческие натурфилософы VI—V вв. до н.э. имели весьма слабые, приблизительные представления об организации Вселенной, оперировали недостаточными наблюдательными данными, и потому их модели Космоса носили умозрительный, спекулятивный характер. Только в V в. до н.э. пифагорейцами было осознано различие между звездами и планетами и установлено существование пяти планет. Пифагорейцу Филолаю принадлежит и одна из первых и широко известных в древности моделей Вселенной. По Филолаю, в центре Вселенной находится огонь — Гестия, вокруг которого вращается сферическая Земля. Центральный огонь невидим для нас потому, что между Землей и Гестией расположена Антиземля (Антихтон) — темное тело, подобное Земле. Солнце — шар, прозрачный, как стекло, получает свой свет и тепло от Гестии. Все остальные планеты вращаются вокруг Гестии.
В V в. до н.э. началось интенсивное развитие наблюдательной астрономии. Было обнаружено неравенство четырех времен года; измерен наклон эклиптики (круг, вдоль которого движутся Солнце, Луна и планеты) к небесному экватору (около ≈ 24°); создан лунно-солнечный календарь; установлено, что планеты движутся по небу по необычайно сложным траекториям, которые включают в себя нерегулярные колебательные движения, попятное петлеобразное движение и др. Одновременно в недрах математики и философии созревали теоретические предпосылки моделирования астрономических явлений, создания математических моделей Вселенной.
Задача математизации астрономии, создания математической теории движений небесных тел была в четкой форме поставлена Платоном и серьезно решалась в платоновской Академии. Здесь же были сформулированы философские основания математизации астрономии. Наиболее концентрированное выражение они нашли в требовании «спасения явлений». Суть его в следующем. Планеты («блуждающие светила») движутся по чрезвычайно сложным траекториям, которые включают в себя колебательные движения, попятное петлеобразное движение и др. Такие сложные изменчивые движения — видимость, за которой скрыта некая неизменная единая сущность, некие идеальные геометрические движения (равномерные, круговые в одном и том же направлении). Поэтому требование «спасения явлений» означало следующее: во-первых, признание различия между являющимся (наблюдаемым) и истинным, сущностным движением; во-вторых, признание установки, в соответствии с которой наблюдаемое движение должно быть объяснено как являющееся истинное движение; в-третьих, представление о том, что истинное движение носит идеальный геометрический характер.
Все дальнейшее развитие математической астрономии в античном мире определялось этим требованием «спасения явлений». Поиски математиков и астрономов были направлены на нахождение математических приемов, которые позволили бы наиболее совершенным образом устранить противоречия между наблюдаемыми движениями планет на небе и мировоззренческими представлениями об устройстве Космоса, об идеальном движении небесных тел.
Метод гомоцентрических сфер. В древнегреческой астрономии были найдены два основных математических подхода к решению задачи «спасения явлений». Первый (исторически более ранний) был связан с идеей представить сложные движения планет посредством вращающихся гомоцентрических сфер, второй (исторически более поздний) — с математическими методами описания неравномерных периодических движений как результата сложения более простых — равномерных круговых.
Первый подход был детально разработан великим математиком IV в. до н.э. другом Платона Евдоксом Книдским *. Свое полное и завершенное воплощение метод гомоцентрических сфер нашел в космологии Аристотеля. В основе этого подхода лежит представление o том, что Космос состоит из определенного количества вращающихся сфер, имеющих общий центр, совпадающий с центром земного шара. Самая дальняя сфера — это сфера неподвижных звезд, совершающая оборот вокруг мировой оси в течение суток. Для Солнца, Луны и пяти планет существуют отдельные независимые системы сфер. Каждая сфера вращается вокруг своей оси, однако направление этой оси и скорость вращения у разных сфер различны. Ось внутренней сферы жестко связана с двумя точками следующей по порядку сферы и др. Таким образом, любая сфера увлекает следующую за ней сферу и участвует в движении всей системы сфер данного небесного тела. Само небесное тело крепится к экватору самой внутренней из сфер данной системы. Для Луны и Солнца Евдокс предлагал системы из трех сфер, а для каждой планеты из четырех.
* Существуют сведения Страбона о том, что Евдокс и Платон многие свои астрономические познания заимствовали в Египте, в частности египтяне «научили Платона и Евдокса применять доли дня и ночи, которые, набегая сверх 365 дней, наполняют время «истинного года» (Страбон. География. М., 1964. С. 743).
Совершенствование метода гомоцентрических сфер состояло в добавлении нескольких новых дополнительных сфер в систему каждого небесного тела. В модели древнегреческого астронома Калиппа ршо уже 34 сферы. Еще более усложнилась эта модель в космологии Аристотеля, поскольку он пытался создать некую единую систему движения всех небесных тел, единый физический Космос на основе принципа отсутствия пустоты. В его модели Вселенной сферы различных планет передают свое движение друг другу, вследствие чего теряется независимость движения каждого отдельного светила (планеты). Чтобы сохранить независимость движения каждой планеты, аристотель вынужден был добавлять к каждой системе сфер дополнительные сферы, компенсирующие вращательный эффект первых. В результате в аристотелевской модели количество основных и компенсирующих сфер достигает 55.
Концепция гомоцентрических сфер не получила развития в послеаристотелевскую эпоху, поскольку обладала принципиальным недостатком. Античные астрономы зафиксировали факт изменения яркости планет при их движении по небесному своду и сделали правильный вывод, что это свидетельствует об изменении расстояний планет от Земли. В концепции же гомоцентрических сфер расстояние от любой планеты до Земли остается постоянным. Таким образом, возникла потребность в поиске новых теоретических моделей описания движений небесных тел. Одно из направлений поиска было связано, в частности, с идеями и теориями античного гелиоцентризма (Гераклит Понтийский, Аристарх Самосский), однако они вступили в противоречие с принципами античной механики (не знавшей закона инерции), с общими мировоззренческими представлениями о центральном положении Земли, человека во Вселенной (антропоцентризм) и проч.
Эпициклы и деференты. Второй, качественно новый этап в процессе математизации астрономии и познания природы движений небесных тел связан с именем великого древнегреческого астронома Гиппарха. Он впервые использовал в астрономии предложенный Аполлонием Пергским геометрический метод описания неравномерных периодических движений как результата сложения более простых — равномерных круговых. Неравномерное периодическое движение можно описать с помощью кругового, используя теорию эпициклов (движение небесных тел происходит равномерно по круговой орбите — эпициклу, центр которого, в свою очередь, совершает равномерное вращение вокруг Земли по круговой орбите — деференту) и (или) теорию эксцентриков (небесные тела равномерно движутся по окружности, центр которой не совпадает с центром Земли).
В древнегреческой астрономии использовались обе эти теории. Уже Аполлоний и Гиппарх знали, что обе теории могут приводить к одинаковым результатам. Гиппарх использовал для описания движения Солнца и Луны теорию эксцентриков. Он определил положение центров эксцентриков для Солнца и Луны, впервые в истории астрономии разработал метод и составил таблицы для предвычисления моментов затмения (с точностью до 1—2 ч).
Появившаяся в 134 г. до н.э. новая звезда в созвездии Скорпиона навела Гиппарха на мысль, что изменения происходят и в мире звезд. Чтобы в будущем легче было замечать подобные изменения, Гиппарх составил каталог положений на небесной сфере 850 звезд, разбив все звезды на шесть классов и назвав самые яркие звездами первой величины. Сравнивая свои результаты с измерениями координат звезд, выполненными за полтора века до него в Александрии (Аристиллом и Тимохарисом), он обнаружил, что все звезды, отмеченные в его каталоге, как бы сместились по долготе, т.е. вдоль эклиптики, к востоку от начала отсчета долгот — точки весеннего равноденствия (пересечение эклиптики и экватора). Иначе говоря, долготы звезд взросли. Гиппарх нашел этому явлению гениально простое и правильное объяснение. Учитывая принцип относительности, он заключил, что сама точка весеннего равноденствия отступает в обратном направлении. Таким образом, экватор как бы перемещается вдоль эклиптики, не меняя своего наклона к ней. В результате Солнце в своем годовом движении с запада на восток каждый раз встречает точку весеннего равноденствия немного раньше, не доходя до того места, откуда оно год назад начинало свой путь по эклиптике (предание равноденствия, или прецессия). Гиппарх весьма точно оценил ее значение (46,8" в год, по современным данным 50,3"). Открытие прецессии показало сложность понятия «год» и позволило Гиппарху установить, что солнечный и звездный годы различаются на 15 минут (по современным данным, около 20).
- В.М.Найдыш Концепции современного естествознания
- Предисловие
- Введение Естествознание как отрасль научного познания
- B.I. Понятие культуры
- В.2. Материальная и духовная культура
- В.З. Наука как компонент духовной культуры
- В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству
- В.5. Структура естественно-научного познания
- Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания
- 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
- 1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
- 1.2. Зарождение счета
- 1.3. Мифология
- 2. Наука в цивилизациях древности
- 2.1. Становление цивилизации
- 2.1.1. Неолитическая революция
- 2.1.2. Рационализация форм деятельности и общения
- 2.1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
- 2.1.4. Возникновение письменности
- 2.1.5. «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций
- 2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования цивилизаций Древнего Востока
- 2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)
- 2.2.2. Географические знания.
- 2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания
- 2.2.4. Астрономические знания
- 2.2.5. Математические знания
- 3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре
- 3.1. Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации
- 3.2. От Хаоса к Космосу
- 3.3. Категория субстанции
- 3.4. Мир как число
- 3.4.1. Пифагорейский союз
- 3.4.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма
- 3.5. Формирование первых естественно-научных программ
- 3.5.1. Великое открытие элеатов
- 3.5.2. Атомистическая программа
- 3.5.3. Математическая программа
- 3.6. Физика и космология Аристотеля
- 3.6.1. Учение Аристотеля о материи и форме
- 3.6.2. Космология Аристотеля
- 3.6.3. Основные представления аристотелевской механики
- 3.7. Естествознание эллинистически-римского периода
- 3.7.1. Культура эллинизма
- 3.7.2. Александрийская математическая школа
- 3.7.3. Развитие теоретической и прикладной механики
- 3.8. Развитие древнегреческой астрономии
- 3. 8.1. Становление математической астрономии
- 3.8.2. Геоцентрическая система Птолемея
- 3.9. Античные воззрения на органический мир
- 3. 9.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого
- 3.9. 2. Биологические воззрения Аристотеля
- 3. 9.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности
- 3.9.4. Античные представления о происхождении человека
- 3.10. Упадок античной науки
- 4. Естествознание в эпоху средневековья
- 4.1. Особенности средневековой духовной культуры
- 4.1.1. Доминирование ценностного над познавательным
- 4. 1.2. Отношение к познанию природы
- 4.1.3. Особенности познавательной деятельности
- 4.2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
- 4.2.1. Математические достижения
- 4.2.2. Физика и астрономия
- 4.3. Становление науки в средневековой Европе
- 4.4. Физические идеи средневековья
- 4.5. Алхимия как феномен средневековой культуры
- 4.6. Религиозная трактовка происхождения человека
- 4.7. Историческое значение средневекового познания
- 5. Познание природы в эпоху возрождения
- 5.1. Ренессанская мировоззренческая революция
- 5.2. Зарождение научной биологии
- 5.3. Коперниканская революция
- 5.3.1. Гелиоцентрическая система мира
- 5.3.2. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма
- 6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики
- 6.1. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит
- 6.2. Формирование непосредственных предпосылок классической механики как первой фундаментальной естественно-научной теории
- 6.2.1. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики»
- 6.2.2. Картезианская физика
- 6.2.3. Новые идеи в динамике Солнечной системы
- 6.3. Ньютонианская революция
- 6.3.1. Создание теории тяготения
- 6.3.2. Корпускулярная теория света
- 6.3.3. Космология Ньютона
- 6.4. Изучение магнитных и электрических явлений вXviIв.
- 7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в.
- 7.1. Общая характеристика развития физики
- 7.1.1. Становление основных отраслей классической физики
- 7.1.2. Принцип дальнодействия
- 7.1.3. Теория теплорода
- 7.1.4. Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в.
- 7.1.5. Физика первой половины XIX в.: общая характеристика
- 7.1.6. Волновая теория света
- 7.1.7. Проблема эфира
- 7.1.8. Возникновение полевой концепции
- 7.1.9. Закон сохранения и превращения энергии
- 7.1.10. Концепции пространства и времени
- 7.1.11. Методологические установки классической физики (конец XVII - начало XX вв.)
- 7.2. Развитие астрономической картины мира
- 7.2.1. Создание внегалактической астрономии
- 7.2.2. Формирование идеи развития природы
- 7.2.3. Идея развития в астрономии
- 7.2.4. Космогония и. Канта
- 7.2.5. Методологические установки классической астрономии
- 7.3. Возникновение и развитие научной химии
- 7.3.1. От алхимии к научной химии
- 7. 3.2. Лавуазье: революция в химии
- 7.3.3. Победа атомно-молекулярного учения
- 7.4. Биология
- 7.4.1. Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в.
- 7.4.2. От концепций трансформации видов к идее эволюции
- 7.4.3. Ламаркизм
- 7.4.4. Катастрофизм
- 7.4.5. Униформизм. Актуалистический метод
- 7.4.6. Дарвиновская революция
- 7.4.7. Методологические установки классической биологии
- 8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции
- 8.1. Физика
- 8.1.1. Основные черты
- 8.1.2. От возникновения термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем
- 8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени
- 8.1.4. Теория электромагнитного поля
- 8.1.5. Великие открытия
- 8.1.6. Кризис в физике на рубеже веков
- 8.2. Астрономия
- 8.2.1. Триумф ньютоновской астрономии и... Первая брешь в ней
- 8.2.2. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд
- 8.3. Биология
- 8. 3.1. Утверждение теории эволюции ч. Дарвина
- 8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики)
- Часть вторая
- 9.1.2. Создание а. Эйнштейном специальной теории относительности
- 9.2. Создание и развитие общей теории относительности
- 9.2.1. Принципы и понятия эйнштейновской теории гравитации
- 9.2.2. Экспериментальная проверка общей теории относительности
- 9.2 3. Современное состояние теории гравитациии ее роль в физике
- 9.3. Возникновение и развитие квантовой физики
- 9.3.1. Гипотеза квантов
- 9.3.2. Теория атома и. Бора. Принцип соответствия
- 9.3.3. Создание нерелятивистской квантовой механики
- 9.3.4. Проблема интерпретации квантовой механики. Принцип дополнительности
- 9.4. Методологические установки неклассической физики
- 10. Мир элементарных частиц
- 10.1. Фундаментальные физические взаимодействия
- 10.1.1. Гравитация
- 10.1.2. Электромагнетизм
- 10.1.3. Слабое взаимодействие
- 10.1.4. Сильное взаимодействие
- 10.1.5. Проблема единства физики
- 10.2. Классификация элементарных частиц
- 10.2.1. Характеристики субатомных частиц
- 10.2.2. Лептоны
- L0.2.3. Адроны
- 10.2.4. Частицы - переносчики взаимодействий
- 10.3. Теории элементарных частиц
- 10.3.1. Квантовая электродинамика
- 10.3.2. Теория кварков
- 10.3.3. Теория электрослабого взаимодействия
- 10.3.4. Квантовая хромодинамика
- 10.3.5. На пути к Великому объединению
- Современная астрономическая картина мира
- 11. Особенности астрономии XX в.
- 11.1. Изменения способа познания в астрономии хх в.
- 11.2. Новая астрономическая революция
- 11.3. Солнечная система
- 11.3.1. Планеты и их спутники
- 11.3.2. Строение планет
- 11.3.3. Происхождение планет
- 11.3.4. Химический состав вещества во Вселенной
- 11.4. Звезды
- 11.4.1. Звезда - газовый шар
- 11.4.2. Эволюция звезд: звезды от их «рождения» до «смерти»
- 11.5. Острова Вселенной: галактики
- 11.5.1. Общее представление о галактиках и их изучении
- 11.5.2. Наша Галактика - звездный дом человечества
- 11.5.3. Межзвездная среда
- 11.5.4. Понятие Метагалактики
- 11.6. Вселенная в целом
- 11.6.1. Особенности современной космологии
- 11.7. Эволюция Вселенной
- 11.7.1. Модель горячей Вселенной
- 11.7.2. Большой Взрыв: инфляционная модель
- 11.7.3. Первые секунды Вселенной
- 11.7.4. От первых минут Вселенной до образования звезд и галактик
- 11.7.5. Образование тяжелых химических элементов
- 11.7.6. Сценарии будущего Вселенной
- 11.8. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций
- 11.8.1. Понятие внеземных цивилизаций. Вопрос об их возможной распространенности
- 11.8.2. Типы контактов с внеземными цивилизациями
- 11.8.3. Поиски внеземных цивилизаций
- 11.9. Методологические остановки «неклассической» астрономии XX в.
- Современная биологическая картина мира
- 12. Особенности биологии XX в.
- 12.1. Век генетики
- 12.1.1. Хромосомная теория наследственности
- 12.1.2. Создание синтетической теории эволюции
- 12.1.3. Революция в молекулярной, биологии
- 12.1.4. Методологические установки современной биологии
- 13. Мир живого
- 13.1. Особенности живых систем
- 13.1.1. Существенные черты живых систем
- 13.1.2. Основные уровни организации живого
- 13.2. Возникновение жизни на Земле
- 13.2.1. Развитие представлений о происхождении жизни
- 13.2.2. Возникновение жизни
- 13.3. Развитие органического мира
- 13.3.1. Основные этапы геологической истории Земли
- Геологические эры Земли:
- 13.3.2. Начальные этапы эволюции жизни
- 13.3.3. Образование царства растений и царства животных
- 13.3.4. Завоевание суши
- 13.3.5. Основные пути эволюции наземных растений
- 13.3.6. Пути эволюции животных
- 14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)
- 14.1. Естествознание XVII— первой половины xiXв. О происхождении человека
- 14.2. Предпосылки антропосоциогенеза
- 14.2.1. Абиотические предпосылки
- 14.2.2. Биологические предпосылки
- 14.3. Возникновение труда
- 14.3.1. «Человек умелый»
- 14.3.2. Развитие древнейшей техники человека
- 14.4. Становление социальных отношений
- 14.4.1. Биологические предпосылки социальных отношений
- 14.4.2. Возникновение разделения труда
- 14.5. Генезис сознания и языка.
- 14.5.1. Раскрытие тайны происхождения сознания
- 14.5.2. Генезис языка
- Часть третья естествознание на порогеXxIв.
- 15. Теория самоорганизации (синергетика)
- 15.1. От моделирования простых систем к моделированию сложных
- 15.2. Характеристики самоорганизующихся систем
- 15.2.1. Открытость
- 15.2.2. Нелинейность
- 15.2.3. Диссипативность
- 15.3. Закономерности самоорганизации
- 16. Глобальный эволюционизм
- 17. На пути к постнеклассической науке XXI в.
- Заключение Наука и будущее человечества Естествознание как революционизирующая сила цивилизации
- Наука и квазинаучные формы духовной культуры
- Контрольные вопросы
- Литература
- Терминологический словарь
- Именной указатель
- Основные сокращения и обозначения
- Соотношения между некоторыми физическими величинами
- Содержание
- 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания 12
- 2. Наука в цивилизациях древности 20
- 3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре 39
- 4. Естествознание в эпоху средневековья 64
- 5. Познание природы в эпоху возрождения 75
- 6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики 83
- 7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в. 93
- 8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции 122
- 9. Научная революция в физике начала XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики 135
- 10. Мир элементарных частиц 149
- 11. Особенности астрономии XX в. 163
- 12. Особенности биологии XX в. 191
- 13. Мир живого 194
- 14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез) 210
- 15. Теория самоорганизации (синергетика) 224
- 16. Глобальный эволюционизм 228
- 17. На пути к постнеклассической науке XXI в. 229